Оксана Зинченко
«Там на неведомых дорожках». Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными сказками в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Зинченко О. С.
Цель: прививать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Программное содержание: вызвать эмоциональный отклик на знакомые и любимые сказки, на примере русских народных сказок дать детям сведения о сказке как жанре словесного фольклора (без терминологических обозначений, учить отличать русскую народную сказку от авторской, воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества.
Публикация «„Там на неведомых дорожках“, Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными сказками в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа. Беседа с детьми о любимых сказках; рассматривание иллюстраций к сказкам; побуждение детей к рисованию любимых героев сказок в самостоятельной художественной деятельности; чтение детям отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», объяснение непонятных им слов (лукоморье, леший, русалка и т д); работа над выразительным чтением (подбор интонации, постановка логических ударений, пауз).
Ход занятий.
Воспитатель в роли сказочника предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие в «Мир сказок» (действия проходят в горнице). На фоне музыки читается отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учённый
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою – Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Во время чтения из–за ширмы появляются атрибуты русских народных сказок (волшебная палочка, скатерть – самобранка, шапка – невидимка) и изображения героев сказок. После чтения дети комментируют происшедшие изменения, высказываются по поводу каждого предмета.
Сказочник пытается выяснить, любят ли дети сказки, знают ли их названия и содержание, загадывает детям загадки:
Есть одна игра для вас-
Загадки говорю сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Свободный, пышный, круглощёкий.
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… (Колобок).
Хитрая плутовка, рыжая воровка.
В лесу первая краса
Догадались кто? (Лиса).
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя, Машенька).
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко.
Ох, никак не вытянуть,
Ох, засело крепко!
Что же это? (Репка).
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали её? (Красная Шапочка).
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)
Толстяк живёт на крыше,
Летает всех он выше. (Карлсон).
Затем сказочник предлагает детям вспомнить ещё названия любимых сказок и их содержание. Обобщая ответы детей, он делает вывод, что дети любят и знают сказки. После сказочник обращает внимание детей на то, что мир сказок огромен, как планета земля, а каждую сказку можно сравнить со страной. Мир сказок делится на 2 большие части: в одной части живут сказки народные, а в другой – авторские. Далее с помощью вопросов выявляются знания детей: какие сказки называются народными, какие – авторскими? Кем придуманы? (привести примеры авторских и народных сказок). После этого обобщаются ответы детей. Сказочник говорит, что авторская сказка создаётся одним человеком – автором, а народная сказка создаётся народом. Народная сказка передаётся о бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям. Так сказка живёт. Вместе со сказочником дети вспоминают и называют русские народные сказки. Сказочник задаёт вопросы: кто главные герои сказок? Что в русских народных сказках происходит? Какими словами начинаются-заканчиваются сказки? Дети выделяют особенности сказок (много волшебства, превращений, животные говорят человеческим языком и т д).
За любовь к русским народным сказкам сказочник дарит детям музыку «Там на неведомых дорожках…» (музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»).
После этого сказочник предлагает попрощаться на время с Миром сказок и вернуться в группу.