Елена Савкина
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Рыбы Алтайского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор занятия : воспитатель высшей категории Савкина Е. Г., г. Барнаул
Цели: Уточнять и расширять представления детей о рыбах Алтайского края;
Развивать внимание, зрительную память при определении внешнего вида рыб;
Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать,
учить делать выводы, выражать их в речи;
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: „Рыбы Алтайского края“» размещена в разделах
Беседы о живых существах; рассматривание иллюстраций с изображением природы и животных Алтайского края; чтение художественной литературы о родном крае, д/игры “Кто лишний?”,“Угадай, где живет?”
Материалы к занятию :
Прозрачные сосуды с водой на каждый стол, кусочки пластилина, игрушки деревянные, пластмассовые, воздушные шары, иллюстрации с изображением рыб, на каждого ребенка пакет с моделями рыб.
Ход занятия:
1. Приветствие. Я рада вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и скажите друг другу: «Доброе утро!»
Чтение стихотворения о реке Оби
Красавица- Обь, жемчужина России,
Ты родилась в слиянии Алтайских рек.
В тебе покой и благородство Бии,
В тебе Катуни бирюзовой сила,
Бежать до самых северных морей
- Кто знает, как называется наш край, в котором мы живем?
(Алтайский край)
- Чем богат наш край?
(ответы детей)
- Отгадайте загадку:
Вильнёт хвостом
Туда-сюда —
И нет её,
И нет следа.
(ответы детей)
- Как вы думаете, о чем или о ком мы будем говорить сегодня?
(о рыбках)
- Мы побеседуем о рыбах, которые водятся в реках Алтайского края.
-Дети, кто из вас знает, какие рыбы водятся в нашем крае?
(щука, карась, окунь, налим, лещ, пескарь, стерлядь, чебак, ерш.)
- Посмотрите, какие разные рыбы. Давайте рассмотрим их, и скажем, чем все рыбы похожи, и какой одинаковый признак есть у всех рыб?
(есть плавники, голова, хвост, овальное туловище покрыто чешуей, жабры, живет в воде)
Составляем модели (у каждого ребенка пакет с моделями)
- Рыба живое существо? (ответы детей)
Рассматриваем модель живого
(двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)
- Давайте на основе моделей докажем, что рыба живая?
1. Первая модель - двигаются.
А как рыбки двигаются, давайте покажем.
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
- Как вы думаете, почему она не тонет и не всплывает на поверхность воды?
(поощряются все ответы).
Воспитатель предлагает детям самим проверить, почему рыбка не тонет, и высказывает предположение, что рыбка не тонет, потому что она тяжелая.
Детям предлагается провести опыт: в тазик с водой помещаются по очереди несколько пластмассовых игрушек и деревянный брусок — они не погружаются в воду, значит, они легче воды. А рыбка — тяжелая, поэтому она и не плавает на поверхности воды. Если бы она была легкая, как деревяшка, она бы всплыла, как всплывают легкие игрушки в тазике с водой. Оказывается, в воде рыбка такая, как ей нужно: она не тонет и не всплывает.
-Как вы думаете, что ей помогает не тонуть и не всплывать?
Это плавательный пузырь. Он делает рыбу легче, чтобы она не тонула.
Опыт: представим, что плавательный пузырь это воздушный шарик. Рыба может его чуть-чуть сдуть или подкачать. Если рыба его сдувает, то она становится тяжелее и может плыть на любую глубину. Если пузырь расширяется, то рыба всплывает. Поэтому она останавливается в воде любой глубине – где захочет.
– Ребята, зачем нужен плавательный пузырь? (ответы детей)
- Зачем рыбам плавники?
С помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие.
-Давайте и мы с вами немного побудем рыбками.
В голубой водице
Плывет рыбок вереница.
Чешуей златой сверкая,
Кружится, играет стая.
Тишина их манит вниз,
Рыбки, рыбки вниз пошли,
Рыбки, рыбки все легли,
Глазки все закрыли,
Плавнички расслаблены,
Все мы успокаиваемся,
Тихо расслабляемся.
2. Вторая модель - питаются.
- Питаются ли рыбы? Чем питается? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб).
3. Третья и четвертая модель - размножаются и растут
- Детеныши рыб появляются из? (икры)
- Они называются? (мальки)
- Почему детеныши рыб называются мальки?
(потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)
Цикл развития рыб- (икра- мальки- взрослые рыбы)
3. Пятая модель- дышат.
- А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит?
(ответы детей)
- Сейчас мы проведем опыт; в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили?
(на пластилине пузырьки)
- Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух, и рыбы им дышат.
- Поиграем в игру “Скажи правильно”
Суп из рыбы … (рыбный)
Котлета из рыбы … (рыбная)
Пирожки из рыбы … (рыбные)
Пирог из рыбы … (рыбный)
А сейчас поиграем в игру: «Быть рыбкой хорошо или плохо?» ТРИЗ
(Ответ детей).
- А теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили рыб, которые живут в наших реках и озерах. Я загадаю вам загадки.
1 Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша. (щука)
2. Скользкий, длинный головастый,
По ночам по речке шастал.
Глянешь – чистый подхалим …
А зовут его … (налим)
3. На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)
4. Он задира, озорник,
Острый у него плавник
Любит он ершиться
Как с ним подружиться? (Ёрш).
- О ком мы сегодня говорили?
-Зачем нужна рыба?
-Надо ли беречь рыб и почему?
-Какую пользу приносят рыбы человеку? (ответы детей)