Ольга Ахметова
Конспект занятия по ознакомлению с первоначальной грамотой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : освоение действий звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от других. Проведение графических линий пишущим инструментом.
Материал: Демонстрационный:картина – схема «луна», фишки серого и красного цвета, карточки для игры, мяч.
Раздаточный: картины – схемы «луна», фишки красного и серого цвета, рабочая тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, из чего состоит наша речь?
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с первоначальной грамотой в старшей группе» размещена в разделах
- Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков, звуки бывают гласные и согласные. (по ходу ответа детей на доске чертится схема)
- Назовите гласные звуки.
А, О, У, И,Ы, Э.
- Сколько всего гласных звуков в русском языке?
Верно, всего в русском языке 6 гласных звуков.
- Каким цветом обозначаем гласные звуки?
Правильно, красным.
Проводится звуковой анализ слова «луна». Один ребёнок работает у доски, остальные на местах.
- Сколько всего звуков в слове «луна»?
- А сколько гласных звуков в этом слове?
- Назови, Рома, гласные звуки в слове «луна». (спрашиваю 2-3 детей).
-Правильно, молодцы, в слове «луна» два гласных звука «У», «А».
Встаньте, пожалуйста, у кого имя начинается на звук «У».
Молодец Ульяна.
- На какой звук начинается твоё имя? На звук «У».
- Какой он? Гласный.
А теперь встаньте, у кого имя начинается на звук «А».
- Посмотрите, ребята, правильно встали Артём и Алёша?
-на какой звук начинаются их имена?
А теперь давайте выйдем на ковёр и поиграем.
Игра «Найди своё место».
Молодцы, ребята, никто не запутался.
Приглашаю детей за столы.
- Давайте ещё раз скажем, сколько гласных звуков в слове «луна».
- А сколько всего звуков в слове «луна». Верно, четыре.
- А сколько слогов в слове «луна» ?
- Как вы узнали?
-Кто помнит правило?
Сколько гласных звуков, столько и слогов. (спрашиваю 3-4 детей).
Работа в тетрадях.
Называю слова (луна, мука, лук, Маша, каравай, дети графически записывают в тетрадях.
Хвалю детей за аккуратность в тетрадях.
Игра на расслабление пальцев.
Обращаю внимание детей на доску, где расположены две схемы. Предлагаю подобрать нужный звук в слова. (Д/И «Два колодца»).
Поощряю детей по окончании игры.
Д /И «Волшебные цепочки»(игра проводится дополнительно, если остаётся время) - каждое последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова.
Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательными, и я думаю, что вы сейчас скажете своим мамам и папам: какие бывают звуки, сколько всего гласных звуков в русском языке, каким цветом мы их обозначаем?
Молодцы, спасибо, вы меня порадовали.