Мамаева Екатерина Васильевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Экскурсия в музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: использование богатейшего культурного наследия нашей Родины (страны) для приобщения детей к творческой, изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с музеем изделий народного прикладного искусства.
• Дать представления о понятиях - «Музей», «Экскурсовод», «Посетитель», «Коллекция», «Экспонаты», «Уникальность», «Прикладное искусство», «Декорации», «Витрина».
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Экскурсия в музей“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
• Способствовать обогащению представлений о рукотворном мире.
• Расширять представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны.
Развивающие задачи:
• Развивать кругозор детей.
• Развивать интерес к музеям разной направленности.
• Побуждать детей к самостоятельности в отображении предметов народно – прикладного искусства.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к русскому народному искусству, любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров.
• Гордиться культурным наследием нашей страны (Родины).
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас
в музей народного прикладного декоративного искусства.
И поскольку мы пришли в музей, я буду …
Дети: Экскурсоводом.
Воспитатель: Давайте вспомним, что это за профессия, что входит в обязанности экскурсовода.
Это человек, который знакомит людей с предметами, находящимися в музее, рассказывает об истории этих вещей.
Воспитатель: Как называются люди, которые пришли в музей?
Предполагаемые ответы детей: Посетители.
Воспитатель: Перед началом экскурсии мне хотелось бы узнать у вас, как вы понимаете слово «Музей».
Предполагаемые ответы детей: Музей это место, где хранятся предметы, которые несут в себе ценность, это предметы для ознакомления, просмотра.
Воспитатель: Можно сказать, что в музее представлена коллекция предметов? (Да).
Как вы думаете, предметы в этом музее имеют ценность?
Дети: Да
Воспитатель: Расскажите, почему.
Предполагаемы ответы детей: Это предметы из прошлого, имеют историческую ценность. Каждый предмет раскрашен по-особому. Так как художник творил, вкладывал душу в своё изделие.
Воспитатель: Подскажите, можно трогать, играть этими предметами (Нет). Почему?
Дети: Потому что это экспонаты, они ценные,уникальные.
Воспитатель: Правильно ребята, поэтому как экскурсовод. Я должна познакомить вас с правилами поведения в музее.
• В музее нельзя громко разговаривать, вслух обсуждать предметы музея, чтобы не мешать другим.
• Проходить по залам музея нужно тихо, не торопясь, чтобы всё рассмотреть, ничего не пропустить.
• Нельзя трогать экспонаты руками, чтобы их не поломать, так как ещё раз повторю, что эти предметы уникальные, ценные. Художник вкладывал в создание предметов «Свою душу», творил.
Воспитатель: В начале экскурсии я вам сказала, как называется это музей. Давайте еще раз повторим название и объясним значение слов:
Музей народного – значит, в создании этих предметов участвовал народ;
Прикладного – это слово обозначает усилие мастеров, умение приложить старание, свои знания.
Декоративного – это слово произошло от названия «Декорации» - красиво, заметно.
Творчество – Это слово обозначает деятельность, работу мастера, умелые руки которого проявили творчество, придумали, что то своё - неординарное, редкое, самобытное.
Воспитатель предлагает еще раз повторить вместе название музея.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам более внимательно познакомиться с экспонатами музея.
Подойдем к первой витрине. Можете мне сказать, что это за изделия, каких мастеров?
Дети рассказывают об истории Дымковской игрушки, объясняют, почему это, именно дымковские игрушки.
Дети могут прочитать стихотворение, с которым воспитатель знакомила детей на занятиях по декоративному рисованию.
Есть в России уголок,
Где из труб идёт дымок.
Знаменита деревушка
Ярко глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пёстрыми фигурами-
Кошечками – Мурками,
Расписными петухами,
Курицами и индюками.
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки.
Веселит, ласкает взор
Пёстрый, Дымковский узор!
Воспитатель: Ребята, вы согласны, что эти игрушки мастеров села Дымково? (Да).
Воспитатель : Пройдем к следующей витрине. Рассмотрите внимательно и скажите эта домашняя утварь какой росписи?
Дети : Эта домашняя утварь работа городецких мастеров. Здесь изображён символ Городецкой росписи – вороной кань с наездником, а также цветы Городецкой росписи – розаны, купавки, ромашки…
Кто еще нам докажет, что это городецкие изделия.
Есть на Волге город древний,
По названью - Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя!
Если взглянешь на дощечки,
То увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И розаны расцветают!
Воспитатель: Какие вы молодцы, даже стихи знаете о разных видах росписи, я возьму ваши стих на заметку и буду использовать в своей работе. А мы с вами подходим к следующей витрине. Очень хочется поинтересоваться, а знаете ли вы, какой росписью украшены эти изделия? Сейчас вам загадаю загадку:
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют (хохломой).
Воспитатель: Как много вы знаете, может расскажите в каком городе трудятся мастера хохломской росписи?
Дети Мастера хохломской росписи трудятся в городе Семёнов Нижегородской области. Ещё эти изделия называют «Золотая хохлома, потому что из цветов преобладает – золотой. Я не удивлюсь, если вы прочитаете мне стихи об этом виде росписи.
Резные ложки и ковши,
Ты разгляди – ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как – будто солнцем залитые!
Воспитатель : Подходим к следующим экспонатам. Мне показалось, будто опять настала зима. На это витрине игрушки белых, голубовато – синих оттенков. Что это за игрушки?
Дети: Гжель. Мы знаем легенду из деревушки Гжель, почему мастера взяли именно это цвет для своих изделий.
Дети: Пошли, как- то раз девушки полоскать бельё на речку. Вода в реченьке голубая, голубая, А в реке облака белые отражаются. И решили девушки рассказать художникам из этой деревеньки, об этой красоте. Так и повелось, что игрушки стали раскрашивать белыми и синими красками.
Воспитатель: Да, о такой красоте можно стихи сочинить. Вы что знаете?
Только скажем слово «Гжель»
И увидим зимний день –
Небо, снега белизну.
Все изделия из Гжели
Фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет,
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе
Колокольчики и розы,
Хризантемы и ромашки
Украшают вазы, чашки!
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас к следующей витрине. Можете сказать, из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Из дерева. Мы знаем, как называются эти игрушки – Богородские. Город Богородск находится в нашей Нижегородской области. Эти игрушки делают для детей. Сначала игрушки были выполнены просто из дерева. Но кто - то из художников решили позабавить малышей, игрушки стали раскрашивать цветными красками.
Воспитатель : Что вы ещё можете мне рассказать об этих игрушках? (стихотворение).
Богородская игрушка-
Деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок-
Полюбуйся – ка, дружок!
Мастера взялись за дело -
Вырежут из липы белой,
Или мишку – кузнеца,
Или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки – подружки
Весело зерно клюют –
С ним радость и уют!
(Ольга Киселёва)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы рассмотрели все экспонаты в нашем музее. Можно ли этому музею дать название «Народного прикладного декоративного искусства?»
Дети : Да. Здесь очень много народных игрушек, изделий, которые пришли к нам из прошлого. Мы очень гордимся, что в нашем детском саду есть такой музей, где мы можем рассмотреть изделия мастеров, узнать, что то новое.
Воспитатель: Ребята, я с вами согласна. У каждой игрушки, изделия есть своя история, свой, неповторимый узор, стиль.
Музей хранит историю вещей.
И тех, кого уж с нами нет людей.
Он будет возрастать повсюду славой,
Пока гордимся мы историей своей!
Воспитатель Дети, я так удивлена вашими знаниями о народных промыслах, где вы так много узнали? (На занятиях в группе). Как вы считаете, это нужно знать? (Да, потому что это наша история) Ребята, в конце экскурсии, по нашей доброй традиции, мне хочется угостить вас Городецким пряником. Изготовление пряников также является промыслом города Городец.