Сидорова Екатерина Владимировна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Обучение детей умению отгадывать загадки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Тема: «Обучение детей умению отгадывать загадки»
Разработала: Сидорова Екатерина Владимировна Воспитатель МБДОУ "Детский сад№40" п. Скоропусковский
Цель:
Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Обучение детей умению отгадывать загадки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к предметному миру.
Наглядный материал:
“ Чудесный мешочек”, предметы, о которых будут загадываться загадки : матрешка, карандаш, клубок ниток, мыло; предметы, о которых не будут загадываться загадки : ложка, мяч.
Ход занятия:
• Ребята, посмотрите, какой красивый у меня мешочек! Это не простой мешочек, а чудесный. Вы сейчас будете доставать то, что там лежит.
• Настя, иди ко мне и достань из мешочка карандаш.
• Что ты достала?/Карандаш/.
• А какого он цвета, ребята? /Зеленого/.
• А как вы узнали, что он зеленого цвета? / Он покрашен зеленой краской/.
• Да, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку.
• А для чего нам нужен карандаш?/ Несколько ответов детей, даже, если первые ответы были правильными. А ты, как думаешь, для чего нужен карандаш? А ты? /
• Да, чтобы рисовать, писать/.
• У карандаша два конца, один тупой, а другой какой? /Острый. Несколько ответов детей/.
• Каким концом вы будете рисовать, тупым или острым? / Острым. А как думает Саша? Несколько ответов детей/.
• Посмотрите внимательно на острый кончик карандаша, на что он похож? / На иголку, треугольник, носик. Несколько ответов детей /.
• Да, действительно он похож на острый носик, клювик. А на чем рисуют карандашом? / На бумаге/.
Воспитатель на листе бумаги проводит карандашом линию.
• Посмотрите, где карандаш носом проведет, там след кладет.
• Сережа, иди достань следующий предмет – матрешку.
• Что ты достал? / Матрешку/.
• Какая красивая матрешка! Сколько у тебя в руке матрешек? /Одна/.
• Ребята, а как можно играть с матрешкой? / Несколько ответов детей/.
• Да, ее можно раскладывать. Разложи матрешку. / Ребенок раскрывает матрешку и выставляет на стол те матрешки, которые были внутри. Воспитатель помогает поставить их по росту. /
• Сколько у нас сейчас матрешек на столе? / Три, много/
• Матрешки похожи друг на дружку? /Да/
• А чем они похожи? / У них одинакового цвета сарафанчики, платочки, у них похожи лица и т. д. Несколько ответов детей. /
• А чем они отличаются?/Ростом/
Если дети не ответят, то воспитатель спрашивает, одинаковые ли матрешки по росту.
• А теперь, Катя сложит матрешку. / Ребенок складывает матрешек в одну/.
• А сейчас сколько у нас матрешек? /Одна/.
• А где же все остальные?/ Несколько ответов детей. Внутри, в большой матрешке/
• Да, все они сидят друг в дружке.
• Теперь ко мне подойдет Ира. Достань еще один предмет – ложку.
• Что ты достала? /Ложку/.
• Ложка какая? /Большая/
• Зачем она нужна?/Чтобы кушать/
• А что мы большой ложкой кушаем? / Суп, кашу/.
• Из какого материал сделана ложка? / Она железная, металлическая/.
• Володя достанет нам следующий предмет – мяч.
• Что ты достал? /Мяч/.
• Какой мяч? Что вы можете рассказать про мяч? / Несколько ответов детей. / Резиновый. круглый, зеленый с полосками/. Если не говорят, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
• Что-то еще лежит в мешочке? Слава, достань, пожалуйста, мыло.
• Что ты достал? /Мыло/
• Проведи ручкой по нему, какое оно? / Воспитатель проносит мыло и дает каждому ребенку провести по нему рукой/.
• Оно такое приятное, как еще можно сказать? / Гладкое/.
• А теперь понюхайте мыло? Оно пахнет?
/Воспитатель проносит мыло и предлагает всем детям понюхать его/.
• Вам нравится, как оно пахнет? /Да/
• Можно сказать, что мыло ДУШИСТОЕ. Повторите хором. Рита, как можно сказать про мыло, которое приятно пахнет? / Душистое. Несколько ответов детей. /.
• А зачем нам нужно мыло? /Руки мыть, чтобы они были чистыми. Несколько ответов детей. /.
• В мешочке остались еще предметы. Лиза, достань еще предмет.
• Что это? / Нитки/
• Да, это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок, какой он? /Пушистый, мягкий/
• А на что похож кончик клубка?
/ Воспитатель показывает конец нити/
• Он похож на хвостик.
Воспитатель бросает клубок на пол и предлагает кому-либо из детей поднять клубок за хвостик. Ребенок пытается, но у него ничего не получается.
• Посмотрите, ребята, клубок убегает.
• Вот, сколько много разных предметов вы достали из мешочка.
• Сейчас я вам хочу загадать загадки об этих предметах. Слушайте хорошенько и внимательно рассматривайте эти предметы, и вы сможете отгадать все мои загадки.
Воспитатель читает каждую загадку 2-3 раза, чтобы дети поняли ее смысл
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
• Догадались, что это?/Матрешка/
• А как вы догадались? / Потому что они разные по росту/
• А еще почему? /Они похожи и сидят друг в дружке/.
• Молодцы, слушали внимательно и сразу отгадали загадку. Слушайте другую:
Умный Ивашка,
В зеленой рубашке,
Где носом проведет,
Там след кладет.
• Что это? /Карандаш/
• Как вы догадались? / Он зеленый и носом острым рисует/.
• Что же, слушайте еще загадку :
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь.
• Что это? / Клубок/
• Как вы узнали? /Он круглый и его за хвостик нельзя поднять/.
• У меня осталась последняя загадка, вы все уже отгадали :
Гладкое, душистое
Моет чисто.
• Мыло, потому что он пахнет и моет чисто руки.
• Молодцы, все мои загадки угадали, потому что внимательно рассматривали предметы. А сейчас попробуйте загадать мне и другим ребятам свои загадки об этих предметах или те загадки, которые я вам загадывала, если вы их запомнили.
/ Дети загадывают загадки, воспитатель помогает им - подсказывает нужные слова при описании, что-то добавляет/.
Если дети хорошо справятся с заданием, можно загадать им загадки о тех предметах, которые воспитатель не рассматривал, или новые варианты загадок о тех предметах, которые рассматривали. Обязательно спрашивает, как дети догадались об отгадке.
Например:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь об стенку – не стонет,
Будешь об пол кидать –
Станет кверху взлетать.
(Мяч)
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот-
Открывай пошире рот.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне,
Пусть отмоет руки мне.
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод.