Елена Ладыгина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Путешествие к Чёрному морю!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Образовательные :
закрепить версию названия Черного моря;
закрепить название рыб Черного моря;
учить различать моллюсков по внешнему виду;
уметь находить отличия рыб от животных, обитающих в Черном море (дельфины);
учить выразительно, читать стихи о Черном море.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность;
- развивать умение самостоятельно находить решения в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к ближайшему окружению ребенка через ознакомление с обитателями Черного моря;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, Тема „Путешествие к Чёрному морю!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
воспитывать добрые взаимоотношения детей друг с другом, чувство товарищества;
приучить заботиться о чистоте окружающей среды, продолжая формировать зачатки экологического сознания.
Оборудование: письмо, иллюстрации с домашними, дикими и морскими животными, шаблоны морских обитателей, цветные карандаши на всех детей, клей, кисти для клея, подставки для кистей, салфетки, подушки, ватман с изображением морского дна, аудиозапись «Дельфины», «Шум прибоя».
Словарь: морские обитатели, водолаз, погружение, жабры, панцирь, моллюски, дыхало, морское дно.
Ход занятия
1. Психогимнастика
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ой, ребята, что это я нашла?
Дети: Это письмо!
Воспитатель: А вы знаете, кто его нам прислал? Давайте прочитаем!
Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Нептун с глубокого морского дна. У меня случилась беда, я сильно заболел и напрочь забыл всех своих морских жителей! Помогите мне пожалуйста вспомнить!»
Воспитатель: Ребята, видно Нептун сильно заболел, если забыл всё. Давайте с вами поможем ему! Но прежде, чем начать, поиграем в игру, которая называется «Какое животное?»
(Воспитатель вешает на магнитной доске картинки диких, домашних и морских животных. Дети должны определить, где какое животное и разложить их в три стопки).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Теперь мы точно знаем, кто живёт в море. А теперь, усаживайтесь поудобнее на подушечки и давайте вспомним с вами, что интересного мы знаем о морских обитателях. Я вам буду загадывать загадку, а вы будете отгадывать её, затем расскажите об этом морском обитателе.
Вот так чудо! Вот так диво!
Зонтик жжётся как крапива!
Зонтик плавает в воде,
Если тронешь, быть беде!
(Медуза)
Воспитатель: Ребята, что вы знаете про медузу, что у неё есть? (Щупальца)
Для чего нужны ей щупальца?
Если медуза уплывает далеко, в глубь моря, о чём это говорит?
Есть ли у медузы глаза и где?
А сейчас нам Вера расскажет стих про медузу:
Краями плавно шевеля,
Плывёт кусочек киселя.
Он раскалённым не бывает,
Но очень сильно обжигает.
Воспитатель: Молодцы! А теперь следующая загадка:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, десять лап,
Догадались? Это.
(Краб)
Воспитатель: Давайте вспомним, как ходит краб? (в бок)
Сколько лап у краба? (10)
Для чего нужны две лапки, спрятанные под панцирь? (Для чистки жабер)
У кого ещё есть жабры? (У рыб)
Чем питаются крабы и как? (Червями, моллюсками и мелкими рыбками)
Как часто линяют крабы? (1 раз в месяц).
А Илюша приготовил стих про краба. Послушайте:
Краб — известный забияка,
Он чуть-чуть похож на рака.
Клешни разные имеет
В драках шумных не робеет.
Воспитатель: Спасибо, Илюша! Что-то засиделись мы, давайте с вами поиграем в игру «Водолаз».
(один из детей выбирается «водолазом», остальные - «морские обитатели». Задача «водолаза» поймать «морских обитателей»)
Дети: В синем море мы бывали,
И акулу там видали.
Пять, четыре, три, два, раз -
Покажи её сейчас! (дети показывают)
Воспитатель: Но проворный водолаз
Увидал её сейчас.
Он её поймать решил,
В море быстро поспешил.
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Ну, что, а мы продолжаем с вами вспоминать морских обитателей. присаживайтесь поудобнее и приготовьтесь слушать следующую загадку.
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это?
(Дельфины)
Воспитатель: Правильно, а каких дельфинов вы знаете? (Афалина или бутылконос, белобочка, морская свинья)
Чем питаются дельфины? (Рыбой, моллюсками)
Чем дышат дельфины? (воздухом, через отверстие, расположенное на голове — дыхало)
А про дельфина нам расскажет Наташа:
О дельфинах всем известно -
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
Воспитатель: Спасибо, Наташа! Слушайте следующую загадку.
Гроза всех рыб и всех морей
Никто не точит зуб острей.
Вся челюсть — острые ножи.
Ты не боишься? Зря. дрожи!
Её боится даже кит,
А безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула,
Кто эта рыбина?
(Акула)
Воспитатель: Ребята, а в нашем Чёрном море живёт акула? Как её зовут? (Катран)
Он большой или маленький?
Что будет, если акула вздумает перестать двигаться, замереть? (Она утонет)
Как дышит акула? (Жабрами. Чем быстрее акула плывёт, тем больше воздуха ей поступает)
За что рыбаки недолюбливают акул? (Они рвут сети)
Чем питаются акулы? (Рыбой)
Рома приготовил для вас стих про рыбку, послушайте:
К речке наш прикован взгляд
Брызги в стороны летят.
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит карась!
Воспитатель: Слушайте последнюю загадку:
Есть лошадка, что не пашет,
И-го-го, она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве.
То ли рыба, то ль зверёк?
Кто это?
(Морской конёк)
Воспитатель: Что интересного вы знаете про морского конька?
Кто рожает и вынашивает деток? (папа)
Почему морской конёк занесён в Красную книгу? (Их становится с каждым годом всё меньше)
Как мы можем помочь им, чтоб они не исчезли? (Не вылавливать)
Правильно, ребята! А кто ещё обитает в Чёрном море? (Мидии, рапаны, креветки, бычки и др.). А Настя нам расскажет стих про морскую звезду, которая живёт в океане.
Настя: Звёздочки морские
Новый год встречали,
И коралл, как ёлку
Дружно наряжали.
Только нет игрушек
В море под водой,
И пришлось им ветки,
Украшать собой.
Воспитатель: Молодец, Настюша! Вот оказывается сколько много морских обитателей существует! Но как же мы это всё расскажем Нептуну, ведь он в море? Я предлагаю сделать картину, на которой будут изображены морские обитатели. А потом мы её пошлём Нептуну.
(Воспитатель показывает картину на которой изображено морское дно.)
Воспитатель: Это морское дно, но оно пустое. Чего не хватает здесь?
Дети: Морских обитателей!
Воспитатель: Ребята, а картина какая?
Дети: Нарисованная!
Воспитатель: Правильно, она нарисованная. Арина знает очень красивый стих, где тоже рисуют море, давайте послушаем.
Арина: Я рисую море
Голубые дали,
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто, как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
3. Работа за столами.
Воспитатель: Спасибо, Арина! Давайте присядем за столы. У вас на столах находятся шаблоны морских животных. Вы должны будете раскрасить каждый своего морского обитателя, а потом подойти к картине и наклеить своего обитателя. И тогда получится отличная картина для Нептуна. Но прежде чем мы начнём свою работу, нам нужно размять руки.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка — озорница,
Мы хотим тебя поймать!
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла,
рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла!
Воспитатель: Молодцы! А теперь приступаем к работе.
(Дети выполняют работу под звуки аудиозаписи «Дельфины», «Шум прибоя»)
4. Итог занятия.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая получилась картина!
Ребята, для кого мы её сделали?
Кого забыл Нептун?
Каких морских обитателей мы сегодня вспомнили?