Наталья Тригуб
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Знакомство со свойствами дерева и металла»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цели: познакомить детей среднего дошкольного возраста со свойствами дерева и металла.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Знакомство со свойствами дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: - познакомить детей со свойствами дерева и металла;
- активировать словарь детей: деревянный, металлический, металл, дерево;
-учить самостоятельно определять материал, из которого изготовлен предмет;
- показать, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении предметов.
-воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным из металла и дерева;
Оборудование: Различные предметы и игрушки, сделанные из металла и дерева; раздаточный – деревянный неокрашенный кубик и металлическая пластина, ложки деревянные и металлические, игрушки-герои Карандаш и Гвоздь.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Собрались все дети в круг,
Ты - мой друг и я – твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся! (дети и воспитатель приветствуют друг друга и рассаживаются на стулья.)
-Ребята, сегодня к нам в группу принесли видеописьмо, давайте его посмотрим? (дети смотрят видеоролик с просьбой Карандаша и Гвоздя рассудить их спор)
-Ну, что, ребята, поможем Карандашу и Гвоздю?
-Ой! А вот и сами спорщики! (незаметно достает воспитатель игрушечный гвоздь и карандаш)
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, из чего сделан карандаш?
Ответы детей: (из дерева)
Воспитатель: А если он сделан из дерева, значит он какой?
Ответы детей: (деревянный)
Воспитатель: как вы думаете, из чего сделан Гвоздь?
Ответы детей (Железо, металл)
Воспитатель: Если Гвоздь сделан из металла, значит он какой?
Ответы детей: (металлический).
Воспитатель:
Дети, вы любите играть в игры? Тогда пройдите со мной к столу. Перед нами коробочка с разными предметами. Вы достаете любой предмет, рассказываете нам о нем и кладёте его на сторону материала из которого он сделан, а ориентирами нам будут служить Гвоздь и Карандаш (Дети поочередно достают предметы и раскладывают их на 2 группы)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все разложили правильно.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть (дети садятся на ковер и выполняют физкультминутку)
Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом,
Буду жить в нём, в нём.
Воспитатель: Ребята, но наши гости ждут ответ на свой спор. Кто из них важнее, нужнее.
И я предлагаю провести первый опыт. Для этого подойдите со мной к столу.
У вас на столах у каждого лежат по два предмета - один из дерева, другой - из металла.
Зажмите в кулачки наши предметы. Какой предмет холоднее – металлический или деревянный?
Дети: Металлический.
Воспитатель: Значит, о металле мы можем сказать, что металл - материал холодный. А дерево – какой материал? (Теплый)
- Если вам предложат построить дом из металла или из дерева, какой вы материал выберите? (Дерево)
- Почему? (Дерево - теплый материал, и в доме будет тепло).
Воспитатель: А чтобы построить теплый деревянный дом нам необходимо чем его закреплять?
Ответы детей: (гвоздями)
Воспитатель:
- А теперь возьмите металлическую пластину и попробуйте провести черту на деревянном кубике. Получилось? (Ответ детей) (да)
- А теперь сделаем наоборот. Получилось? (Нет) Почему? (ответ детей)
Воспитатель: Правильно, металлические предметы твердые, а деревянные мягкие. Повторите.
- Если вам нужно сделать нож, какой возьмете материал?А можно использовать дерево для изготовления ножа? Да! Это будет безопасная деревянная ручка!
- Какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом? (Ложки, матрешки)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сравнить еще наших гостей, так сказать какими еще свойствами они обладают. Для этого я приглашаю вас пройти к следующему столу.
Затем воспитатель и дети проводят опыт с металлическими ложками и деревянными, поясняя, что металлические ложки утонули, потому что металл - тяжелый, а деревянные ложки не тонут - так как дерево легкий материал. Дерево легче, чем металл.
Ребятки, а скажите мне, пожалуйста, какими ложками удобнее кушать?
Совершенно верно: и деревянными, так как они легкие, и металлическими, но нужно помнить, что металл нагреется и нужно на еду подуть.
Воспитатель: А теперь садитесь на свои места.
• Вот как много мы сегодня узнали о дереве и металле. Давайте вспомним, какими свойствами они обладают и кто из них важнее?
•. Что вы можете сказать о металле? Это какой материл? (Холодный, твердый и тяжелый.)
• А дерево? (Дерево теплее, мягче и легче металла.)
Итак, назовите свойства металла.
Дети: Металл – холодный, твердый, тяжелый. А дерево теплее, легче и мягче металла.
Воспитатель: А кто же из них важнее?
Правильно! Оба предмета нам важны и материалы, из которых они сделаны, тоже. Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться.
• Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны. Металл -твердый материал, чтобы сделать из него какой-нибудь предмет, надо приложить много труда. А как трудно сделать вот такие красивые деревянные ложки, матрешки, пирамидки! Сначала их нужно вырезать, а потом покрасить.
-Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь, чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает. А вы, наши дорогие гости перестанете спорить кто из вас важнее, потому что вы одинаково нужны и важны людям. И дерево и металл нужны одинаково!