Алена Васильева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства воды»
Цель: формировать представления о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (без цвета, без запаха, без вкуса, без формы); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас;
Воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Возраст детей: 3-4 года.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Методы и приемы:
Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Словарная работа: прозрачная, глобус, бесцветная, безвкусная, бесформенная.
Материалы и оборудование: кукла Таня, таблички с цифрами, мяч, глобус, ткань для «речки»; стаканы с молоком и водой, камешки; мячик, кубик; блюдца с апельсинами, луком и водой; ноутбук, проектор, презентация к занятию, музыкальная физкультминутка, стаканы с тёплой водой на каждого ребенка, дуги, сосуды разной формы, лейка с водой, искусственные деревья, «кактус», цветы (красные, желтые).
Предварительная работа: повторение стихотворения А. Барто «Наша Таня».
Ход занятия
I. Организационный момент (Приветствие. Знакомство с куклой Таней).
В. : К нам в гости сегодня пришла кукла Таня (Здравствуй, Таня). Какая она? Что с ней можно делать (играть, наряжать, кормить и т. д.?
II. Основная часть.
В. : А вы знаете, сегодня кукла Таня очень огорчена. Причину мы узнаем, отгадав загадку.
Он забавный и смешной,
Вместе скачет он со мной,
Ловко прыгает, как зайчик,
Полосатый, круглый … (мячик).
В. : Её мячик упал в речку, а Таня не может достать его. Про это даже написано стихотворение. Кто знает это стихотворение (чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня»?
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч.
В. : Давайте, ребята, улыбнёмся Тане, чтобы у неё поднялось настроение. Таня говорит, что ветер унёс мячик далеко-далеко. Не волнуйся, Таня, мы поможем тебе достать мячик. Ребята, куда упал мяч (в речку? Что такое речка (вода; водный поток, движущийся или текущий по руслу? Ребята, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, предлагаю узнать о воде, о её свойствах. Таня, ты посиди здесь и жди нас. Вот книжка, пока нас не будет, ты можешь ее почитать. Давайте, найдем речку, в которую упал мяч куклы Тани. Чтобы начать путешествие ищем цифру 1. Старайтесь не наступать на воду. Идем только по суше.
Опыт 1.
В. : Ребята, смотрите, что это? Это глобус – уменьшенная модель нашей планеты Земля. Тёмные пятна на глобусе – это суша: материки и острова. Как вы думаете, каким цветом обозначена вода на глобусе (голубым, синим? Действительно, в большом количестве вода видится голубой или синей. Давайте, посмотрим, какого цвета вода в малых количествах.
В. : У нас 2 стакана (молоко и вода). Что налито в первый стакан (молоко? Что в другом (вода? Как вы узнали, где вода? Давайте, мы с вами поиграем в прятки. Я спрячу камешки в воде и молоке. А вы скажете, где камешки спрятались, а где – нет (в молоке спрятались, в воде нет). Значит, какая вода (прозрачная? Какого цвета (без цвета? Молодцы, первое свойство воды – БЕЗ ЦВЕТА.
В. : Можно идти дальше. Переходим аккуратно по мостику к следующей цифре 2 (скамейка).
Опыт 2.
В. : Ребята, а как или чем пахнет вода? Давайте, проверим. Закрываем глазки и принюхиваемся. Я буду подносить к вам по очереди посуды с каким-то продуктом. Вы постарайтесь узнать, что это (апельсин, лук, вода). Открываем глазки. Итак, чем пахнет вода? Второе свойство воды – БЕЗ ЗАПАХА.
В. : Молодцы, ребята! Я предлагаю поиграть и потанцевать.
Музыкальная физкультминутка (видео на экране).
В. : Немножко поиграли, теперь пора двигаться дальше, чтобы ветер не унес мяч Тани ещё дальше. Осторожно переходим речку по кочкам к цифре 3.
Опыт 3.
В. : Ребята, смотрите, какая замечательная полянка. Давайте, немного посидим и отдохнем. Обратите внимание, животные нашего леса принесли воду из родника. Думаю, что вы уже хотите пить. Скажите, какая вода на вкус? Как мы можем проверить (попробовать на вкус? Возьмите стаканчики (на каждого, попейте и скажите, какая вода на вкус. Третье свойство воды – БЕЗ ВКУСА. Правильно, молодцы.
В. : Ребята, поблагодарим лесных жителей и пойдем дальше. Смотрите, вода поднялась. Как нам теперь перейти через речку? Предлагаю проползти по пещере (дуги).
Опыт 4.
В. : Ребята, скажите, какую форму имеет мяч (шар? Кубик (куб? А какая форма у воды? Давайте, нальем воду в разные ёмкости и посмотрим (налить в сосуды разной формы). Итак, вода имеет свойство – БЕЗ ФОРМЫ.
В. : Молодцы! Смотрите, а вот и мячик, который уронила кукла Таня. Как же нам его достать, ведь он далеко уплыл от берега? Давайте, вспомним, кто унёс мячик по речке далеко (ветер). Что делает ветер (дует? Предлагаю проверить, кто сильнее: мы или ветер. Давайте, вместе подуем на мячик так, чтобы он приплыл к берегу. Нужно дуть в одном направлении. Ура! Мы помогли мячику приплыть к берегу. Теперь нам самим нужно перебраться на другой берег. Смотрите, здесь речка совсем узкая. Думаю, мы сможем перепрыгнуть. Давайте, попробуем (перепрыгиваем). Вытащим мячик из воды и вернём Танечке.
В. : Ребята, напрямую в садик нам вернуться не получится, перед нами вырос непроходимый лес. Нам нужно вернуться в садик таким же путем, каким мы добрались сюда. Будьте осторожны и внимательны, чтобы не упасть в речку (возвращаемся).
III. Заключительная часть.
В. : Ребята, посмотрите, кукла Таня улыбается. Как вы думаете, почему (потому что вернули ей мячик? Я с вами согласна. Таня вам говорит: «Спасибо!». Ей очень интересно, что нового вы узнали в путешествии.
В. : Какие свойства воды вы запомнили? Какая вода (свойства воды на экране? Нужна ли вода? Кому нужна вода (людям, животным, растениям?
IV. Рефлексия.
В. : Ребята, у меня есть кактус, который тоже не может обходиться без воды. Он не простой: его можно украсить цветочками. Если вы довольны нашим путешествием, предлагаю прикрепить на кактус красный цветок. Если чем-то не довольны – жёлтый. Берём только один цветок.
В. : Кукла Таня очень довольна вами и приготовила для вас подарки. Я тоже горжусь вами, вашей смелостью, желанием помогать другим. Молодцы! Давайте, попрощаемся с Таней, ей нужно бежать домой, и с нашими гостями.