Александра Кропотина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Лесные звери»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
Тема:
«Лесные звери»
Цель: Дать детям представление о жизни диких животных в лесу.
Задачи:
• Закрепить знания детей об отличительных признаках животных. Тренировать в отгадывании загадок.
• Формировать представление о медведе (о внешнем виде, пище, жилище).
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы „Лесные звери“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать интерес к познанию живой природы, любознательность, внимание, наблюдательность.
• Воспитывать интерес к живой природе.
Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей : дикие животные, хищники, травоядные, мех, шерсть, лапы, туловище, морда, когти, детеныши, логово, берлога, нора, дупло, жилище, пища, спячка, обоняние, пещера, подошва.
Материал к занятию :
• Игрушка медведя,
• Демонстрационные картинки с изображением диких животных средней полосы России,
• Музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
• Чтение сказок, потешек, с участием животных,
• Подвижные игры,
• Рассматривание иллюстраций.
Методы и приемы:
• Беседа с детьми, вопросы к детям,
• Рассказ воспитателя, загадывание загадок,
• Рассматривание иллюстраций,
• Сюрпризный момент, игра.
Ход занятия:
Часть 1. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии лесных животных.
Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.
- Ребята, кого из животных вы узнали? (заяц, лиса, белка, медведь, волк)
- Чем все животные похожи друг на друга, что у них есть общего?
Воспитатель обобщает ответы детей :
- Действительно, все животные – живые существа, у них рождаются детеныши, у всех есть четыре лапы, хвост, уши, глаза, они покрыты шерстью. Эти животные живут в лесу, далеко от человека, они сами о себе заботятся, строят жилища, добывают еду. Их называют дикие животные.
- Но животные отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать зайца? (У зайца длинные уши, маленький пушистый хвост, длинные задние лапы).
- Как вы определили, что это лиса? (У лисы пушистый, длинный хвост, острая морда, треугольные ушки, пушистая, рыжая шерсть).
- Как вы узнали медведя? (Медведь большой, покрыт бурой шерстью, косолапый, когтистый, у него круглые уши и маленький хвост).
- Вы увидели этих животных, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)
Кто у пчел лесных, ответь,
Забирает мед?
(медведь)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы-другого цвета.
(заяц)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(белка)
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь:
Кто же это?.
(медведь)
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть!
(волк)
Проворная зверюшка,
Живет в дупле-избушке.
У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки.
(белка)
- Молодцы, все загадки вы отгадали, хотя изображения животных не видели.
У каждого животного есть свои характерные отличия в повадках, в образе жизни, вы их услышали и догадались о ком идет речь.
-А что едят животные? Чем питаются лиса, волк? (Они едят других животных).
– Действительно, лиса и волк – это хищники. Потому что они питаются другими животными в лесу.
- Кто мне подскажет, что едят белка, заяц? (Растения).
- Верно, эти животные являются травоядными.
Воспитатель выставляет схемы под иллюстрациями: нарисованные кость и трава, животные группируются по этому признаку.
Часть 2. Рассматривание медведя. Рассказ о медведе.
- Ребята, посмотрите на картинку, кого вы видите? Рассмотрите медведя внимательно и послушайте мой рассказ об этом животном.
Рассказ воспитателя:
Медведь - это самый крупный хищник в нашей стране. Одни медведи предпочитают мясную пищу и рыбу, а другие - растительную (орехи, травы, ягоды, желуди, злаки). Внешне медведь неуклюжий, но он может легко двигаться, особенно когда он бежит легким шагом на двух ногах, еле заметно переваливаясь с боку на бок. Ноги у медведя толстые, сильные, с тупыми когтями, стопы с голой подошвой. Шерсть длинная и жесткая, бурого цвета. Хвост короткий. Медведи хорошо бегают, лазают, плавают, могут стоять и долго ходить на двух задних ногах. Они бродят по лесу, ловят рыбу, лакомятся медом, разоряют муравейники. У них хорошо развито обоняние (нюх) и слух. Медвежье жилище - берлога - находится часто в ямах, под корнями деревьев, бывает и в пещерах. В холодных странах зимой медведь впадает в спячку. Поэтому осенью он старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать. Обычно в берлогу медведь залезает перед снегопадом. Зимой сон бурого медведя неглубокий. Он слышит приближение врага и может на него напасть.
Вопросы детям:
- Как выглядит медведь, что у него есть?
- Какой медведь? (размер, цвет, неуклюжий, косолапый)
- Чем питается?
- Что умеет делать?
- Как называется его жилище?
Часть3. Динамическая пауза «Дикие животные»
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
(имитация повадок животных)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет интересно?
Тянет лисонька свой нос,
Чтоб ответить на вопрос.
(потягивания-руки вперед)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идет:
«Где здесь пчелы, где здесь мед?»
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
Руки потянули вверх,
Словно там висит орех.
Часть 4. Дидактическая игра «Где, чей дом?»
- Ребята, как вы думаете, у животных в лесу есть свои дома, в которых они живут?
- Верно, у каждого есть свой дом, но эти дома все разные. Давайте поможем лесным зверям найти свои дома, потому что животные перепутали домики. Дети по желанию выходят и правильно размещают животных в свои жилища, проговаривая их названия: медведь живет в берлоге; белка — в дупле; заяц — под кустиком; волк — в логове; лиса — в норе.
Игра повторяется 2- 3 раза.
Часть 5. Итог занятия.
- Сегодня мы с вами говорили о животных, живущих в лесу. У них есть общие черты, какие? (Они живые, у них рождается потомство - детеныши, покрыты шерстью, имеют 4 лапы, туловище, голову, хвост, сами строят себе жилища, добывают еду).
- Но животные сильно отличаются друг от друга, чем? (внешним видом, образом жизни).
- Животные бывают хищные и травоядные. Кто относится к хищникам, почему? (лиса, волк т. к. Они едят других животных). Кто относится к травоядным, почему? (заяц, белка — они едят растительную пищу).
- Почему медведя считают всеядным? (он ест и растения, и рыбу, и животных).
- Что может делать медведь? (бегать, ходить на двух ногах, плавать, стоять, рычать, собирать, ловить).
- Кто живет в берлоге (медведь, в дупле (белка, в норе (лиса, в логове (волк, как называется жилище зайца? (не строит жилища, живет под кустом).