Яхина Елизавета
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей первые представления о круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Познакомить детей опытным путем со свойствами воды : прозрачность, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лед - твердая вода, пар - это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются, вода бывает теплой, холодной, горячей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе „Свойства воды, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке фильтрации.
3. Формировать у детей элементарные правила техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Развивать творческое мышление и экологическую культуру у детей.
5. Повторить свойства воды : капает, брызгает, струится, мочит предметы.
Материал: набор картинок: лед, снег, дождь, облако, озеро, роса, иней, туман, морозные узоры - для игры «Вода в окружающей среде»; для проведения опытов: клеенка, прозрачные пластмассовые стаканы, трубочки, молоко, вода, мука, акварельные краски, растительное масло, соль, сахар, электрический чайник, фильтры (вата, марля, ткань, салфетка, воронки, колбы, зеркале; картинки на которых нарисованы свойства воды (капает, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании превращается в водный пар и т. д.)
Ход занятия:
- Ребята, я вам прочту стихотворение, которое вам поможет вспомнить, о чем мы говорили на прошлом занятии.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
(Н. Рыжова)
- Так без чего нам не прожить? (Без воды) показать глобус.
- Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами, но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Вода в окружающей среде».
(Детям предлагается набор карточек, из которых они должны выбрать то, что является водой: лед, снег, дождь, облако, озеро, море, морозные узоры, иней, туман).
- Теперь я приглашаю вас узнать с помощью опытов, какой бывает вода.
Опыт № 1 Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? (В воде видны)
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах ни могут жить растения.) А не будет растений - не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит нельзя загрязнять водоемы.
Опыт № 2 У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Дать детям для сравнения попробовать сок, молоко. А морскую воду можно пить? (Нет много солей йода)
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт № 3 У воды нет запаха. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4
В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются. Еще одно свойство воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постарайтесь определить, что это за вещества. (Растительное масло, сахар, соль, песок, мука)
Воспитатель напоминает детям как это делать: нельзя все вещества пробовать на вкус (можно отравиться, нюхать осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой. Дети выдвигают предположения, а воспитатель помогает им.
Воспитатель растворяет вещества в воде. Растворяя вещества, приходят к следующим выводам:
соль и сахар растворяются быстро в воде, но вода при этом остается прозрачной. (Смогли бы вы пить несладкий чай)
мука тоже растворяется в воде, но вода становиться мутно; немного погодя мука оседает на дно, но раствор мутный.
краски растворяются в воде
масло не растворяется в воде, плавает в виде желтых капелек
песок не растворяется в воде.
Вывод: вода является растворителем.
Опыт № 5 Очистка воды.
А теперь попробуем нашу воду очистить. Для этого нам нужны фильтры. Что можно использовать в роли фильтров? (вату, ткань, марлю, салфетку, фильтр, бумагу). Воспитатель устанавливает фильтры в воронки и понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, фильтрует воду.
Выводы :
масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, т. к. не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла
сахар и соль плохо отфильтровались, т. к. хорошо растворились в воде
большая часть муки осталась на самом фильтре
- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны тоже фильтрованная. Сначала воду берут из канала им. Москвы. Можно ее сразу пить? (нет, т. к в ней много микробов) Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только потом она попадает к нам в водопроводный кран. Ею можно умываться, поливать цветы, варить суп, но сырую воду пить нельзя, т. к. в ней много микробов. Ее обязательно нужно прокипятить. (Загрязнение воды : нефть, стоки, выбросы, кислотные дожди, мусор, отрава с полей)
Опыт № 6 Пар тоже вода.
Перед опытом так поставить детей, чтобы всем было хорошо видно и предупредить их, что нельзя толкаться и покидать свое место во время опыта.
В электрочайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.
- Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.
- При нагревании вода превратилась в пар.
Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло. И делается вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
- Так какая бывает вода по температуре? (холодная, горячая, теплая)
В. : Вот так происходит и в природе, каждый день. Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превратилась в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды становиться много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают в виде дождя на землю. Снежинки образуются так же, как капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают и землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. Свой рассказ иллюстрирую с помощью схемы круговорота воды.
Музыкальная игра.
- Ребята, я предлагаю поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая капельки дождя).
Рефлексия. - Чистая, прозрачная, хрустальная вода - это богатство страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего?