Мария Кононова
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой казаков в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни казаков.
Задачи:
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни семьи, труде, о семейных отношениях;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям.
Словарная работа: "Здорово ночевали", "Слава Богу!" курень, казаки, прялка, чугунок, гутарят, батя.
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, игры,
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой казаков в разновозрастной группе» размещена в разделах
Оборудование: Казачья утварь, картинки с изображением казачьих домов, записи казачьих песен, костюм казака и казачки
Способ организации детей на занятии : подгрупповое.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Детей встречает казак с казачкой (дети в костюмах).
-"Здорово ночевали"
Дети заходят, садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с жильём казаков. Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. Воинская служба для казака – главное дело его жизни.
Мальчик «казак» рассказывает стихотворение «Я казак»
казачка : Я - казачка Катерина! Приглашаю вас к себе в дом. А как назывался дом казаков?
Дети: Курень.
Воспитатель: А чем закрывались окна куреня?
Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.
Воспитатель: давайте посмотрим картины
-Какие постройки они вам напоминают?
-Какие стены?
Стены побеленные и называются - белёные.
- Из какого материала сделана крыша? (Солома, камыш)
Прекрасно выглядят белые хаты в лучах заходящего солнца и в лунном свете. Гармонично вписываются в ландшафт степей и холмов.
Послушайте стихотворение славянской поэтессы Татьяны Голуб «Хата».
Хата.
Где бушует сирень,
Слеповата, горбата,
Опершись о плетень
Пригорюнилась хата.
Среди новых домов,
Что светлее и выше,
Чуть шуршит от ветров
Камышовая крыша.
Мы видим хату, как живой образ гостеприимной хозяйки. Чисто выбеленные стены, теплые краски камыша на фоне голубого неба и яркой зелени садов.
Физминутка
Воспитатель: курень – это дом казака, деревянный или из кирпича – сырца (саман, покрытая соломой или камышом. Хата обязательно белилась, поэтому она выглядела всегда опрятной и приветливой.
Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда.
Д/игра «казачья утварь».
Воспитатель: Хотите, сыграем в интересную игру?
Дети: Сыграем.
Воспитатель: Я буду загадывать казачье слово, а вы- что оно обозначает.
Воспитатель: Рушник.
Дети: полотенце.
Воспитатель: Курень.
Дети: дом.
Воспитатель: гутарят.
Дети: говорят.
Воспитатель: батя.
Дети: папа.
Воспитатель: узвар.
Дети: компот.
Воспитатель: баз.
Дети: хозяйственный двор.
- Ребята, как вы понимаете выражение «Мой дом – моя крепость?
Никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности.
Воспитатель: Замечательно, дети, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? В казачьей семье всегда почитают старших
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли!
-Есть ли у вас традиции, обязанности по дому и какие?
Да, дети могут:
- Помогать близким, родным поддерживать в порядке свое жилье, убирать на место свои игрушки, убирать за собой постель, грязную посуду и т. д.
- Дети, пусть у каждого из вас будет теплый светлый дом.
-Ты любишь свой дом и бережешь его, не так ли?
-Что делать, что бы в доме было всем хорошо жить?
Ведь в доме, кроме вас, проживает еще много людей, надо относиться к ним с уважением и соблюдать правила культуры проживания в доме.
--Что вы никогда не сделаете в своем доме и не хотите, чтобы сделали другие? (ответы детей.)
- Не стоит бросать мусор на лестнице, рисовать и чертить на стенах. Зато мы всегда будем вытирать ноги перед входом в дом.
- Помним, что играть с товарищами на лестнице невежливо. Вдруг кто-то из соседей болен, или отдыхает, а может кто-то работает, а всякий шум мешает этим людям. Поэтому играть удобнее и вежливее во дворе.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много нового.
-Как же называется жилище казаков?
-Из чего её строили?
-Какие элементы интерьера запомнили?