Старкина Наталья
Конспект занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
Цель:
- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепить знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании;
Публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта : ухват, активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:
- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.
2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Образовательные:
1. Формировать знания об истории возникновения казачества.
2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память.
2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.
3. Развивать и обогащать словарный запас.
Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, лампасы, чугунок.
Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области, выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Звонок». Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.
Методические приемы: показ, объяснение, беседа.
Ход занятия:
Воспитатель начинает «экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения «Весна в степи на Дону»
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О нашей реке Дон.
Слайд №2, №3
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель:Дети, а вы знаете откуда пошло название реки Дон. В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, в последствии, Дионис, и теперь Дон в честь его и зовут.
Слайд № 4
Воспитатель:А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?
Дети: Их стали называть казаками.
Слайд № 5
Воспитатель: Да их называли казаками. Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Воспитатель:Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Они назывались курени.
Воспитатель:Курень – по- монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей. А потом какие стали строить дома. Потом дома стали строить из дерева и камня.
Слайд №6, №7
Воспитатель:А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами побываем в казачьем курени. Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона.
Слайд № 8, № 9
Воспитатель: Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Давайте вспомним любимые блюда казаков.. Казачья еда была очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?
Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.
А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ пекли кулебяки, пироги, хлеб.
Слайд № 10
Воспитатель: Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.
Слайд № 11
Воспитатель: главным украшением казака считалось оружие : сабли, копья, кинжалы.
Слайд № 12
Воспитатель: а в куренях кровати: вязанные покрывала, пуховые одеяла – шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутов – лоскутное одеяло, а на кровати возвышалась гора подушек под вязанными накидками.
Слайд № 13, № 14
Воспитатель: а какая одежда была у казаков и казачек! Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Казаки носили широкие штаны – шаровары и кафтан, на голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс.
Слайд № 15, № 16
Воспитатель: костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Какую прическу носили казачки?
Слайд № 17
Дети: молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.
Слайд № 18
Воспитатель: казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища.
Слайд № 19, № 20, № 21
Давайте и мы поиграем в игру!
Игра «Звонок»
Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят 2 детей. У одного в руках веревочка, у другого колокольчик. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него веревочку. Круг не позволяет играющим расходиться далеко.
Воспитатель: очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста. Какие законы должны соблюдать казаки с детства?
Дети: с уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.
Воспитатель: молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях.
Слайд № 22
А теперь давайте вспомним какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети: казак и в беде не плачет.
Атамана из плохого казака не получиться.
Где враг, там и казак.
Казак без службы – не казак.
Воспитатель: а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки.
Дети: на службе, в боях, в походах.
Воспитатель: правильно. А на чем ездили казаки.
Дети: на конях.
Воспитатель: да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки.
Слайд№ 23, №24
Вос-ль: донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.
И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.
Вспоминает казак о крае родном
Сидя на резвом коне вороном,
О белой хате, о черной земле
Мечтает он, сидя в твердом седле.
О стройных березках и тополях,
О златых колосьях в широких полях,
О речке родной, что Доном зовется,
О синей воде, что блестит серебром.
На этом наше занятие подошло к концу. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.