Наталья Тучкова
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста «Средства музыкальной выразительности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста.
«Средства музыкальной выразительности.»
Автор: музыкальный руководитель д/с «Солнышко»
Зотова Н. Е
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста „Средства музыкальной выразительности“» размещена в разделах
Задачи: Формировать понятие о средствах музыкальной выразительности : характере, темпе, ритме, динамике, высоте звучания.
Развивать образное восприятие музыкальных произведений.
Материал: аудиозаписи произведений, компьютерная презентация, детские музыкальные инструменты по количеству детей (маракасы, бубны, колокольчики, бубенцы, бубны, барабаны).
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковский
(На экране 1 слайд – скрипичный ключ)
Музыкальный руководитель.
-Ребята, нас сегодня встретила музыка. И это прекрасно!
-Поприветствуем друг друга!
Музыкальное приветствие.
-Я рада видеть вас здоровыми, доброжелательными. Вижу у вас прекрасное настроение.
-Каждая музыка тоже имеет свое настроение, характер. Вы согласны?
-Какая бывает музыка по характеру?
(2 слайд – пиктограмма грусть и радость)
-Правильно, мелодия может быть веселой или грустной.
-Вспомните, какой ещё по характеру может быть музыка?
-Все верно мелодия может быть спокойной, как например, в колыбельной песне.
(3 слайд спокойствие)
-Но как же композитору удается передать характер?
-Попробуем разобраться! Послушаем музыку!
(4 слайд – картинка с изображением плачущей девочки)
Слушание «Болезнь куклы» П. И. Чайковского (отрывок)
Музыкальный руководитель.
- Какое настроение у этой мелодии?
-Да, она грустная, печальная. Звуки похожи на слезы, которые капают из глаз девочки. Оно называется «Болезнь куклы», а написал его композитор П. И. Чайковский.
Музыкальный руководитель.
-А вот другое произведение.
(5 слайд – картинка девочка кружится в танце с куклой)
Слушание «Новая кукла» П. И. Чайковского (отрывок)
Музыкальный руководитель.
-Какое настроение у этого произведения?
-Все верно, музыка веселая. Девочка рада новой кукле. Произведение так и называется «Новая кукла». Его тоже написал П. И. Чайковский.
-А это произведение быстрое или медленное?
-Верно, музыка быстрая.
-Что нам с вами хочется делать под эту музыку?
-Кружиться вместе с девочкой. Можно взять ленточки, легкие шарфики и потанцевать под эту музыку.
Активное слушание произведения (дети движениями рук, танцем передают характер произведения)
-Молодцы, как легко, весело вы передали настроение произведения.
Посмотрим снова на экран.
(6 слайд – на нем изображены мышка и черепаха)
Музыкальный руководитель.
-Вот перед нами две картинки – мышка, рыбки черепаха. Чем отличаются эти животные?
-Правильно, черепаха ползёт медленно, а мышка бежит быстро.
-Так и мелодии бывают быстрыми, как например, в «Новой кукле».
-Когда мы слышим быструю музыку, нам кажется, что мы играем в догонялки, быстро бежим.
-А под медленную спокойную мелодию так хорошо прогуляться по парку.
Игра «Быстро – медленно»
-Представьте, тихо падают снежинки – покажите движениями рук.
-А сейчас разыгралась вьюга.
-Мама качает ребенка на руках.
-Летит самолет.
-Все верно, ваши движения то быстрые, то медленные в зависимости от того, что мы показываем.
(7 слайд – на нем изображены регистры)
(8 слайд – на нем изображены многоэтажный и одноэтажный дома)
Музыкальный руководитель.
-Высоко вверх устремился многоэтажный дом, вот он какой высокий. А про одноэтажный дом можно сказать, что он низкий.
-Итак, перед нами высокий и низкий дом. Также и среди вас есть ребята повыше, а есть пониже.
Игра «Кто выше»
-Постройтесь по росту от самого высокого до самого низкого из вас.
-А сейчас разделимся на две подгруппы. Теперь построимся от самого низкого до самого высокого в своей подгруппе.
-Молодцы, спасибо.
(играет на металлофоне высокий и низкий звук)
-Ребята, а что можно сказать про эти звуки, одинаковые ли они по высоте?
-Да, звуки тоже могут быть высокими и низкими.
-Что мы можем представить себе, когда слышим звучание высоких звуков?
-Да, это может быть чирикает маленькая птичка.
-Сейчас мы с вами послушаем отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, тему «Птичка». Можно передать движениями рук её полет.
(9 слайд)
Активное слушание темы птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (отрывок)
-Спасибо. Какие по высоте звуки вы услышали?
-А когда звучат низкие звуки, кто или что вам представляется? (ответы детей)
-Да, это может быть идет медведь, а может быть рычит лев.
(10 слайд)
Активное слушание тема волка
-Итак, звуки бывают высокие и низкие.
(11 слайд– на нем изображены большие и маленькие капли)
Музыкальный руководитель.
-Посмотрите, перед вами капли – большие и маленькие капли. Большая капля – обозначает звук долгий, длинный, а маленькая – короткий.
-У каждой мелодии есть свой ритм – чередование длинных и коротких звуков.
-Ребята, после дождика появляются красивые разные цветочки
(12 слайд – на нем игра)
-Прохлопаем этот ритм.
Музицирование.
(14 слайд)
-Ребята, перед вами музыкальные инструменты. Выберите те, которые помогут вам сыграть мелодию с четким ритмом.
-Выберите те, которые помогут сыграть плавную мелодию.
-Спасибо, ребята.
(15 слайд)
Музыкальный руководитель :
-Музыка может быть разной по динамике, громко зазвучать, а может тихо,
-Вот так музыка может быть разной по силе звучания – громкой и тихой.
-Громкие звуки подходят для торжественного марша.
Активное слушание отрывка «Торжественный марш» П. И. Чайковского
-А сейчас споем колыбельную песню. Как мы её будем исполнять - громко? Почему тихо?
-Выберите музыкальный инструмент, который мог бы сопровождать исполнение этой песни. Почему?
(16 слайд)
«Спи, моя радость, усни» В. Моцарт
(17 слайд)
-Итак, теперь мы знаем, чем отличаются все мелодии друг от друга. Давайте ещё раз вспомним.
Музыкальный руководитель.
-Да, верно, мелодии могут иметь разный характер – например, грустный или веселый.
(2 слайд)
Музыкальный руководитель.
-Мелодии бывают быстрыми и медленными.
(6 слайд)
Музыкальный руководитель.
-Эта картинка нам подсказывает, что звуки могут быть длинные и короткие.
- А также звуки различаются по высоте. Они бывают высокие и низкие.
(8 слайд)
Музыкальный руководитель.
- Звуки могут быть разными по силе звучания. Какими?
Верно, тихими и громкими.
(15 слайд)
-Именно эти средства делают музыку такой выразительной.
-Именно они помогают композиторам передавать музыку так, что образ льва не перепутать с птичкой, или например, мы сразу узнаем, в каком произведении девочка грустит, а в каком радуется.
-Благодаря этим средствам выразительности музыка такая разная.
-Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
-Какое музыкальное произведение из тех, что мы с вами уже слушали раньше, вам хотелось бы послушать ещё раз?
Активное слушание по желанию детей.
(18 слайд)
- Возьмите музыку с собой в сердце!
-Спасибо! До новых музыкальных встреч!