Екатерина Моисеенко
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Старший дошкольный возраст.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской народной сказкой “ Сестрица Аленушка и братец Иванушка ”, дать детям представление о происхождении и художественных особенностях русских народных сказок.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со сказкой „Сестрица Алёнушка и братец Иванушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Воспитательные: воспитывать бережное и трепетное отношение к близким людям.
Развивающие:
Речевое развитие: показать особенности образного языка русских народных сказок, учить воспроизводить последовательность событий в сказке.
Художественно-эстетическое развитие: создавать условия для эмоционального восприятия и запоминания образного содержания сказки.
Социально-коммуникативное развитие: формировать у детей умение сопереживать героям сказки, формировать у детей представления о таких моральных понятиях как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации В. М. Васнецова «Алёнушка», беседы о родных и близких людях, беседа о добре и зле, загадывание загадок по сказке.
Оборудование: текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», иллюстрации к сказке, вырезанные из бумаги (в форме трапеции) силуэты платьев разных цветов (как светлых так и тёмных,мелкие кусочки бумаги разного цвета и разной формы (одни аккуратно вырезаются, другие просто рвутся руками, клей, кисточки, салфетки.
Формы организации занятия : фронтальная, индивидуальная, подгрупповая. Формы реализации детских видов деятельности: рассказывание, беседа, рассматривание иллюстраций, мастерская.
Ход занятия:
Читаю сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» .После чтения задаю вопросы, требующие развёрнутого ответа- пересказа небольшого эпизода :
-Что случилось с Иванушкой? (ответы детей)
-Почему с ним это случилось? (ответы детей)
-Что случилось с Алёнушкой? (ответы детей)
-Кто её спас? Как? (ответы детей)
-Ребята, чтобы нам продолжить наше занятие, нам необходимо передохнуть и набраться сил.
Физ. минутка
Ветер веет над полями, (дети плавно качают руками над головой)
и качается трава.
Облако плывёт над нами, (потягивания-руки вверх)
словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит
Наклоняются колосья- (наклоны вправо-влево, назад-вперёд)
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)
Там немного отдохнём. (дети садятся)
-Отдохнули? Готовы к продолжению нашего интересного занятия?
-Ребята, а давайте сделаем из бумаги два платья: одно для Алёнушки, другое для ведьмы.
( На двух столах раскладываю материал для аппликации: на одном –силуэты платьев, на другом их украшения (мелкие разноцветные кусочки бумаги).Дети отбирают необходимый материал для аппликации, затем садятся за стол и изготавливают платья).
Готовые платья раскладываем на разных столах: на один кладём «платья» для Алёнушки, на другой-для ведьмы.
Задаю вопросы:
-Ребята, как вы думаете, похожи эти платья или нет? (ответы детей)
-Чем они отличаются? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
-А как вы думаете, почему платьев для Алёнушки оказалось больше? (ответы детей)
-Правильно, ребята, они оказались такие яркие, потому что Алёнушка добрая, красивая, заботливая. В сказке и в жизни добро всегда побеждает зло.
-Как вы думаете, у каких людей больше друзей у добрых или злых? (ответы детей)
-Правильно, добрым и отзывчивым быть всегда лучше, чем злым и завистливым. И я уверена, что вы все добрые и отзывчивые ребята.
-Наше занятие закончено.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы. Вам понравилась сказка? Как называется сказка, с которой я вас познакомила? Что вам ещё понравилось?
- Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.
Художественные особенности сказки, на которые нужно обращать внимание в процессе анализа:
Тема: Непослушный братец Иванушка становится козленочком, а Аленушка выходит замуж за богатого купца. Ведьму убивает Аленушку, но Иванушка помогает разоблачить ведьму и спасти сестру.
Идея: Всегда следует соблюдать осторожность, не пить грязную воду, не слушать незнакомых людей, и никуда с ними не ходить.
Характеристика главных героев:
1. Сестрица Аленушка. Добрая и красивая девушка. Неосторожная и доверчивая.
2. Братец Иванушка. Меньшой брат Аленушки. Непослушный, бойкий.
3. Купец. Богатый красавец.
4. Ведьма. Злая, жестокая, безжалостная.
Анализ сюжета.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.
Слушая сказку, ребенок должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше
знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить. Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.
Вывод: Занятие будет способствовать художественно-эстетическому и нравственно-этическому развитию детей.
Почти все русские народные сказки поучительные. В них на примере сказочных героев детям преподносится какой-либо жизненный урок. Сказка сестрица Аленушка и братец Иванушка учит маленьких детей слушаться старших, в этой сказке сестрицу Аленушку. Последствия непослушания могут быть очень печальными, как в этой сказке брат превратился в козлёночка. Старших детей эта сказка учит быть терпеливыми по отношению к младшим, сколько раз Аленушка просила младшего брата не пить воду из лужи, терпеливо объясняя почему не надо этого делать. Сказка эта о любви, не бросила, не оттолкнула сестра братца, который ее не послушался и превратился в козлёнка.