Светлана Георгиевна Максимова
Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой (воздух, его свойства и значение) «Проделки Невидимки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
Образовательные:
расширять знания детей о живой и неживой природе; активизировать познавательную активность детей, учить путем наблюдения, исследования, экспериментирования выявлять свойства воздуха, учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы, способствовать формированию естественнонаучных представлений, учить применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой (воздух, его свойства и значение) „Проделки Невидимки“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Свойства материалов и веществ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Развивающие:
формировать и развивать практические навыки в проведении исследовательской, экспериментальной деятельности детей, навыки самостоятельной деятельности; способствовать развитию сенсорной культуры и мелкой моторики, развитию психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, способствовать расширению и активизации словарного запаса детей, развитию эмоционально-волевой сферы, учить детей сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, к своему городу, желание сделать для своего города полезное, воспитывать чувство сопереживания, стремление помочь другим.
Оборудование: ворота в «Город открытий», карточки с названием станций, лабораторное оборудование: колбы, ванночки, стаканы, ложечки для экспериментальной деятельности; демонстрационный материал: елочки, кедр, воздушные шары, мяч, семена деревьев, снежинки для развития воздушной струи.
Ход занятия:
Раздаются сигналы из космоса:
- Помогите! Наша планета в опасности! На планете осталось совсем мало чистого воздуха. Мы можем погибнуть. Как нам спасти жизнь на нашей планете?
- Ребята, чем так взволнованы жители далекой планеты? / на планете осталось мало чистого воздуха/
- Возможна ли жизнь без воздуха? /Воздух необходим всем живым организмам: человеку, животным, растениям. Без воздуха нет жизни/
- Вы хотите помочь жителям далекой планеты?
Для этого мы должны узнать как можно больше о воздухе и его свойствах. Предлагаю отправиться в город удивительных открытий. Готовы пойти в этот город? Итак, в путь!
Звучит отрывок из песни «Ужасно интересно».
Дети проходят через ворота с надписью «Город открытий»
1 станция «Исследовательская»
Мы оказались с вами в лаборатории.
/На столе, на подносе стоят колбы, ванночки, стаканчики, на дне которых находится вата; салфетки/
- Что находится в этих колбах? /Ничего, там пусто. /
А на самом деле - там воздух. Почему мы его не видим? Он прозрачный. Неслучайно его называют Невидимкой. Воздух есть вокруг нас. Сквозь воздух мы можем увидеть все, что нас окружает.
Опыт 1 «Воздух занимает место»
Возьмем стакан с ваткой на дне, перевернем его и опустим в ванночку с водой так, чтобы вода скрыла стакан. А теперь вынем стакан и проверим, в каком состоянии находится вата. /Она сухая/
Почему вата на дне стакана осталась сухой, ведь мы же полностью погрузили стакан в воду? /Вата сухая, потому что в стакане находился воздух, он занимал место и вода не смогла войти в стакан/
Дети самостоятельно проводят опыт, комментируют свои действия.
Опыт 2
Опустим перевернутый стакан в воду, слегка наклоним его. Что произошло? Пузырь воздуха поднимается наверх, это воздух выходит из стакана и вода полностью заполняет стакан.
Итак, какое открытие мы сделали? Что мы узнали о воздухе нового? /Воздух прозрачный, он невидим, имеет объем - занимает место/
А мы проходим на следующую научную станцию.
А как называется станция, вы узнаете, отгадав загадку:
Без рук, без ног
По полю рыщет,
Поет да свищет, деревья ломает,
К земле приклоняет.
/ветер/
Мы с вами на «Станции ветров»
-Поставьте ладонь перед губами и подуйте. Подуйте посильнее. Чувствуете, как струя воздуха, словно ветерок, проходит по вашей ладони. Вы почувствовали движение воздуха. Движение воздуха - это ветер.
Возьмите снежинки и подуйте : сначала слабо, а потом все сильнее и сильнее. Что мы наблюдаем?
Воздух движется, перемещается. Ветер есть движение воздуха. Воздух может перемещаться с разной силой.
Возьмите цветные бутылочки и поднесите к губам. Подуйте. Что вы услышали? /звуки/ Воздух может звучать по - разному. Дети демонстрируют, как у них звучит воздух.
- У каждого из вас воздух звучал по-разному.
- Присядем на стульчики.
Воздух, действительно, по- разному звучит.
Вот, например, так звучит ветер в горах. Аудиозапись «Ветер в горах».
А так звучит ветер в пустыне. Аудиозапись «Ветер в пустыне».
А теперь послушайте следующую запись. Аудиозапись «Зимний порывистый ветер»\
- Что можно сказать об этом ветре? /зимний, холодный, порывистый, резкий/
В какое время года можно услышать такой ветер? /зимой/ Захотелось бы вам гулять в такую погоду?
Какое открытие мы сделали?
Воздух может звучать по-разному.
Отдохнем немного, поиграем с легким теплым ветерком. Физминутка.
Музыкальная запись «Песенка ветра, солнца и ручья»
Станция «Воздушных шаров».
- Сколько шаров на этой станции. А что находится внутри шаров. Ребята, а какая на улице погода? /холодная, зимняя, ветреная, снежная. /
- Дети из соседнего сада подарили вам воздушные шары : большие, красивые. Но пока я их несла по морозу, с ними произошли невероятные изменения.
Догадайтесь, какого цвета шары подарили вам дети? Как догадались?
Эти шары потеряли форму, они сжались, потому что на улице холодно.
Шары съежились, сжались от холода.
Правильно, вы уже можете сделать научное открытие.
- При низкой температуре, на холоде, морозе, воздух сжимается и занимает меньше места. Так что теперь вы знаете, что гулять в морозный день с шарами не стоит.
«Угадайте, что находится в коробке» Упадет не плачет, Ножек нет, а скачет.
/Мяч/
В мячах находится сжатый воздух.
Возьмите мяч, попробуйте его сжать. Какой он. Упругий. Попробуйте ударить мячом об пол. Что произошло? Мяч отскакивает от пола. Догадались, почему?
Потому что внутри мяча сжатый воздух, а сжатый воздух упруг. Когда мяч ударяется о пол, воздух сжимается еще больше, но так как сжатый воздух упруг, он тут же расширяется и с силой отскакивает от пола.
- Поиграем с мячом в игру «Наоборот». Встаньте в кружок. Закончите фразу:
Молоко белое, а воздух. /прозрачный /
Зимой воздух холодный, а летом. /теплый
Ветер бывает слабым, бывает. / сильным
В городе воздух грязный (загрязненный, а в лесу. / чистый
- А почему в лесу воздух чище, чем в городе? /много деревьев. Деревья поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, который так нам необходим.
Итак, идем в лес, на станцию «Чистого воздуха»
Вот мы и в лесу. Какие деревья вы видите нам поляне? /ели, кедр. / Почему их и называют хвойными? У этих деревьев вместо листьев хвоя. Вдохните воздух. Чем пахнет воздух в этом лесу? /Пахнет хвоей/
Ребята, а вы знаете в каком городе живете? А какой воздух в городе?
К сожалению, в нашем городе воздух загрязненный, потому что много заводов, шахт.
Как мы можем помочь нашему городу очистить воздух от загрязнений? /Нужно посадить деревья, лучше всех деревьев очищает воздух кедр/
Вот эти семена кедра мы отправим жителям другой планеты, чтобы они посадили много деревьев и сохранили чистый воздух, а эти семена кедра
мы посадим в нашем городе, которые также помогут нам сохранить чистый воздух в нашем городе и помогут сохранить здоровье людей.
-Ребята, наше путешествие по научным станциям «Города открытий» подходит к концу. Мы сделали много открытий. Пора возвращаться назад. Дети проходят на стульчики, садятся.
Итог занятия.