Наталья Георгиевна Грачева
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы со свойствами воздуха
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Образовательные задачи:
- ознакомление с понятием «Воздух», его значением для дыхания живых организмов;
- ознакомление со свойствами воздуха – невидимый, прозрачный, может издавать звук, че может навредить здоровью человека;
- формирование умения проводить простейшие опыты, устанавливать простейшие связи, делать выводы, выдвигать гипотезы.
Развивающие задачи:
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы со свойствами воздуха» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- развитие наблюдательности, любознательности, сообразительности.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к объектам неживой природы;
- воспитание желания высказываться, объяснять, отстаивать свое мнение.
Методические приемы:
- вопросы познавательного характера;
- опыты;
- рассматривание схемы «Как мы дышим».
Материал:
- схема «Как мы дышим»;
- песочные часы;
- банка с водой, ложка;
- стаканы и банки с водой на каждого ребенка;
- свистки, свистульки, дудочки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке;
- игры с вертушками, веерами;
- проведение опытов «Воздух есть во всех предметах», «Вода растворяет разные вещества»;
- чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», стихотворения А. Орлова «Ветер пастушок», «Сказка о Соловье - разбойнике».
Ход занятия.
- Ребята, как вы думаете, без чего не может прожить человек?
- Посмотрите на эту схему (показывает схему «Как мы дышим»)
- Вдох – выдох, вдох – выдох… Вдох – и через дыхательные путивоздух входит в легкие. Там он через тончайшие стенки трубочек – сосудов, по которым течет кровь, отдает ей необходимые для жизни человека вещества, забирает вредные, ненужные. Выдох – воздух выталкивается наружу. Происходит очень важный процесс в организме, вы этого даже не замечаете.
- как вы думаете, сколько времени человек может сдерживать дыхание, обходиться без воздуха?
Проводит опыт.
- Давайте проведем опыт: когда я переверну песочные часы, вы глубоко вдохнете и задержите дыхание насколько сможете. Посмотрим, сможет ли кто-нибудь из вас не дышать хотя бы минуту…
- Вот видите, как это трудно – долго не дышать. Сейчас вы дышите спокойно. Что происходит с дыханием, когда вы быстро и долго бежите?
- Когда человек быстро бежит, сердце работает быстрее, быстрее гонит кровь по сосудам, а легки е должны успеть в это время выполнить свою работу. Легкие тоже работают быстро – и человек дышит быстрее, чаще.
Животные тоже дышат. Наверняка вы видели такую картину: гуляют человек с собакой. Человек кидает далеко палку, а собака бросается за ней. Когда собака приносит и отдает палку хозяину, можно заметить, что у собаки высунут язык и она чаще дышит. А как же дышат те животные, которые живут под водой, например рыбы?
- Да, этот хорошо можно увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме. Рыбки подплывают к поверхности воды и захватывают ртом воздух. Но есть такие рыбы, которые живут глубоко под водой,, они не могут то и дело подплывать к поверхности. Как же они дышат, как вы думаете?
- Оказывается, воздух есть не только в предметах, которые нас окружают, но и в воде, воздух в ней растворен. Хотите проверить?
Проводит опыт.
- Я налила в банку холодную воду из – под крана. Посмотрите, что вы видите?
- А теперь я помешаю воду ложкой, что теперь можно увидеть?
- В свежей, только что налитой из крана воде очень много воздуха, поэтому воду в аквариуме нужно менять как можно чаще, для чего?
Динамическая пауза.
- Ребята, так как воздух окружает нас везде, некоторые предметы и животные умеют летать. Сейчас мы поиграем в игру «Летает – не летает». Я буду называть разные предметы или животных, если это летает, - поднимайте руки вверх, если не летает – приседайте. Будьте внимательны!
- Как вы думаете, воздух можно увидеть?
- Почему его так нелегко рассмотреть?
- А что еще бывает прозрачным?
- Найдите в нашей групповой комнате такие предметы и назовите их.
- Посмотрите, у вас на столах стоят стаканы, как вы думаете, они пустые?
Проводит опыт.
- Возьмите стакан, переверните его вверх дном и осторожно опустите его в банку с водой. Что вы чувствуете?
- Да, опуститься стакану мешает воздух, которым наполнен стакан. А теперь осторожно наклоните стакан. Что произошло?
- Воздух выходит, а его место занимает вода. Отставьте стаканы в сторону. Мы с вами увидели воздух, а можно ли его услышать?
Воспитатель включает грамзапись «Вьюга».
- Что вы слышите?
- Попробуйте сами изобразить вьюгу.
- Почему слышны такие звуки?. Подставьте ко рту руку, что вы чувствуете?
- Сейчас я раздам вам свистки, дудочки и свистульки. Попробуйте тихонько посвистеть (раздает предметы).
- Звук зарождается тогда, когда дрожит воздух. А может ли звук навредить человеку? Как?
- Что вы знаете о герое сказки Соловье – разбойнике?
- Да, поэтому сильно свистеть очень опасно для здоровья. Эти свистульки и дудочки мы возьмем с вами играть на прогулку и там вы проверите силу звука.
- У вас наверняка есть друзья, которые сегодня не были на нашем занятии. Что интересного вы можете рассказать им о воздухе?
Высказывания детей.