Кувыркова Надежда Ивановна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства сухого и мокрого песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе на тему : «Свойства сухого и мокрого песка»
Воспитатель: Карпова Надежда Ивановна
Цель: познакомить детей с опытами, из которых можно понять, какими свойствами обладает песок.
Задачи:
• познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Свойства сухого и мокрого песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
• воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение.
Методы и приемы:
- беседа;
-наблюдение;
-создание проблемной ситуации;
-экспериментально-опытный;
-объяснительно-иллюстративный;
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Оборудование и материалы: прозрачные стаканчики, песок, пластиковые бутылки 0.5 л. с водой, пластмассовые тарелочки синего и зеленого цвета на каждого ребенка, тарелки белые бумажные одноразовые, салфетки влажные, мерные ложечки, воронки, формочки для песка, иллюстрации обозначающие свойства песка.
Длительность: 25 мин
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе будем мы играть. (беремся за руки)
Воспитатель: - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы 6». (открыть)
«Ребята, я профессор страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», и хочу пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием, которое находится в конверте.»
Задание на карточке: Назовите правильно все предметы на карточках
(колба, пробирка, воронка, микроскоп и т. д.).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а для чего нужны все эти предметы?
А вы любите эксперименты и опыты? (ответы детей)
А где проводят опыты? (в лаборатории).
Воспитатель: Вот и мы сейчас с вами отправимся в лабораторию. Но для начала вспомним правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.
Правила безопасного поведения:
1. Каждый работает за своим рабочем местом, не толкаясь и не мешая другому.
2. Класть все на место.
3. Делать все аккуратно, не торопясь.
4. Когда грязные руки, вытереть салфеткой.
5. Не дотрагиваться до лица, глаз и рта.
Детей встречает профессор
Пр. Лабораторкин: Я профессор Лабораторкин, и я очень люблю в своей лаборатории проводить разные опыты.
Пр. Лабораторкин: А вы хотите стать исследователями и проводить со мной опыты? (ответы детей)
Пр. Лабораторки: А вот что мы будем сегодня исследовать находится в моем мешочке. Предлагаю вам по очереди рукой на ощупь определить, что в нем находится ( Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок).
Пр. Лабораторки: Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже
- Ребята, что это? (песок).
Пр. Лабораторкин: А что такое песок? (ответы детей) Профессор предлагает детям удобно расположиться на ковре и послушать рассказ о песке.
(рассказ о песке с показом иллюстраций).
Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.
«Зачем нужен песок?»
- Песок используется в строительстве асфальтных дорог;
- Из нагретого и расплавленного при высоких температурах песка, известняка и соды изготавливают прозрачное стекло.
- Зимой песок работает во время гололеда на дорогах;
- Песок помогает тушить пожар;
- В декоративных целях используют картины из песка;
- Во время пересадки комнатных растений песок добавляют в землю, здесь он помогает лучшему проникновению воздуха к корням растения, задержке влаги в почве, борьбе с вредителями;
- Зимой, когда земля замерзает, а на Новый год в дом приносят живую красавицу-елку, песком заполняют емкость, в которой елка простаивает долгое время, не сбросив иголочек.
Пр. Лабораторкин : А теперь мои юные исследователи я прошу вас пройти в мою лабораторию. Для этого вам необходимо надеть фартуки, чтобы не испачкаться и занять свои рабочие места (дети одевают фартуки и нарукавники и встают за столы)
Опыт №1 «Какой песок на ощупь»
Пр. Лабораторкин : Своей рукой прикоснитесь к песку, который лежит в Зеленой тарелке. Скажите, пожалуйста, какой это песок? (сухой)
Пр. Лабораторкин: Давайте это зафиксируем. У меня вот такая карточка с солнышком, значит мы будем говорить о сухом песке (на доску прикрепляется карточка с изображением солнышка)
Теперь приложите ладошку на другую тарелочку Синюю с песком. Какой этот песок? (этот песок мокрый) У меня карточка, на которой изображена капелька. Значит здесь мы будем говорить о мокром песке (прикрепляется карточка с изображением капельки на другую доску)
Опыт №2 «Сыпучесть»
Пр. Лабораторкин: Возьмите стаканчики с воронкой и мерной ложечкой насыпьте сухой песок. А теперь переставьте воронку в чистый стаканчик и проделайте тот же опыт, но с мокрым песком. Что вы заметили? (ответы детей) Если сухой песок легко сыпался через воронку, то он какой? (сыпучий) Зафиксируем это свойство песка карточкой. Эту карточку отнесем к какому песку (сухому, а эту - к мокрому.
Опыт №3 «Растворимость песка»
Пр. Лабораторкин: Возьмите бутылочку и налейте в стаканчики с мокрым и сухим песком немного воды, для этого используйте воронку. А теперь снимете воронку со стаканчика и уберите в сторону. Возьмите ложку и размешайте содержимое в стаканчиках.
Пр. Лабораторкин: Ой что, то я устал, хочу отдохнуть. Хотите со мной? (ответы детей). Тогда повторяйте за мной
Физкультминутка «Помогатор»
(звучит музыка «Помогатор» из мультфильма Фиксики)
Пр. Лабораторкин: Здорово отдохнули, продолжаем экспериментировать.
Посмотрите на стаканчики, что произошло с песком? (дети замечают, что песок в воде не растворился, а выпал в осадок). Зафиксируем наш результат карточками (прикрепляют 2 карточки на доски) Значит мокрый и сухой песок в воде не растворяются.
Опыт№4 «Имеет ли песок форму?»
Пр. Лабораторкин: А вот интересно имеет ли песок форму? Как мы можем это проверить? Что нам для этого понадобится? (ответы детей)
Сначала приложите формочку к сухому песку, а затем к мокрому. Что у вас получилось? (дети делает вывод, что из сухого песка не получился куличик, а мокрого – получился). Теперь это зафиксируем карточками. (прикрепляются карточки на доску)
Опыт№5.«Окраска песка гуашью»
Материал: тарелочки с песком и водой, гуашь.
В тарелочку с песком налить гуашь (разного цвета, налить воды, размешать.
Потрогаем песок. Каким он стал? Благодаря чему песок стал разноцветным?
Вывод: Песок можно красить в разноцветные тона.
Предлагаю подойти к доске и используя карточки-помощники составит рассказ о свойствах сухого и мокрого песка (дети составляют рассказ)
Рефлексия.
Пр. Лабораторкин: Ребята, мне так понравилось с вами работать, вы такие же умные и сообразительные, как и я. Что вам сегодня понравилось, а что запомнилось? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашим профессором и гостями.