МААМ-картинки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Ангелина Нусс
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обобщение знаний об особенностях соли, ее свойствах, качествах и применении.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах

Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Просмотр иллюстраций на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы,поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите пожалуйста, вы из какой группы?

Дети:Из подготовительной группы.

Воспитатель:Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия?

Дети: Лепка, аппликация, математика, музык и т. д.

Воспитатель:Но, совсем совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему?

Дети: Потому что мы станем школьниками.

Воспитатель:.В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.

Воспитатель:А что это за звук?

Дети:Звонок

Воспитатель:Да, это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока. А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.

(Звенит звонок).

Воспитатель: Звонок зовет нас на урок химии. (Показ учебника). Химия — наука о веществах, о том как они ведут себя в разных условиях. На уроках химии вы узнаете почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются. Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.

Воспитатель:Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть?.Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это

Дети: Соль

Воспитатель:Откройте мешочки. Что там?

Дети:Соль

Воспитатель высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль

Дети:Готовить, в медицине.

Воспитатель:Верно.

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная,морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Дети: Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Воспитатель: Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Показать иллюстрации «Как добывают соль» -Давайте вспомним, как люди стали добывать соль?

Демонстрация иллюстраций «Добыча соли, ее применение». - Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Дети:Люди научились добывать соль различными способами.

Так же соль добывают в соляных шахтах.

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

Дети:Соль испарялась из морской воды.

Воспитатель:Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Воспитатель:Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Дети:Да, соль необходима человеку.

Воспитатель: Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

Дети:В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель:А сейчас игра.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Воспитатель:Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

Воспитатель: А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

При работе с солью :

Дети:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

. И так внимание.

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

- Что вы можете сказать о её внешнем виде?

Дети:Соль похожа на порошок

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите?

Дети:Соль состоит из белых кристаллов

«Соль сыпучая, без запаха»

Воспитатель: Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Воспитатель: Сделаем вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Дети:Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3 : «Соль поглощает воду»

Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Дети:Соль впитала воду.

Воспитатель: Правильно. Значит соль поглощает воду.

Воспитатель: Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? Дети: Соль растворилась в воде

Опыт№4Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете?

Дети:В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая

Воспитатель: - Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

Дети: В тёплой воде соль растворилась быстрее.

Воспитатель:Значит. Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

Дети:Нет, в речке вода пресная

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?

Дети: Да.

Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

Дети: Яйцо не тонет.

Воспитатель: А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети:В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

Воспитатель: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем.

Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.

Воспитатель: Вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

Воспитатель:Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

Воспитатель: «Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

(дети рисуют елку)

Воспитатель: «С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Воспитатель: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? Дети:Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.

. Воспитатель: Давайте вспомним и скажем, откуда берется соль?

Дети:Соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

Воспитатель: - Как вы думаете,ребята, соль полезна или вредна?

Дети:Соль полезна

Воспитатель: Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество - ЙОД

Воспитатель: Так, что же такое соль?

Дети:Соль можно выпаривать из соленой воды, она необходима не только для приготовления пищи, но и для создания красивого рисунка.

Воспитатель: Давайте вспомним и скажем, что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Дети:Рисование на соли, закрашивание соли.

Воспитатель: Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ответы детей

Воспитатель: Наше занятие подошло концу. Мы с вами поговорить только об одной интересной науке - химии. Впереди у вас у вас много интересных открытий. Желаю вам получить в школе много знаний и много хороших оценок. Спасибо!Досвидания

Воспитатель:Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Где живёт крахмал»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Где живёт крахмал» Цель: формирование знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека. Задачи: 1. Развивать мыслительную активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 20 октября 2024 в 17:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Ангелина Нусс (УИ 2481347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД