МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Знатоки природы»

Чичварина Ольга
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Закрепить знания детей о природе, создавая условия для формирования коммуникативных речевых функций.

Задачи:

Образовательные:

Формировать устойчивый интерес к природе;

Систематизировать и уточнять знания детей о природе (перелетных и зимующих птицах, диких и домашних животных, деревьях, лекарственных растениях, рыбах, насекомых);

закрепить навыки экологически безопасного поведения в природе.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Знатоки природы“» размещена в разделах

Закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку, выделять лишний предмет;

упражнять в умении выразительно рассказывать стихотворение, отрабатывать дикцию (четко и внятно произносить слова с естественной интонацией);

Закреплять умение употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;

Упражнять детей в умении объяснять значение фразеологизмов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие;

Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость;

развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;

• развивать двигательную активность, общую

моторику, умение сочетать речь с движением.

Воспитательные:

Воспитывать желание принимать участие в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, умение прийти на помощь, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);

воспитывать чувство уверенности, способствовать

приобретению детьми опыта публичного выступления;

Поддерживать атмосферу положительных эмоций.

Методы и приемы:

наглядный метод (демонстрация наглядного материала,

словесный метод (беседа, вопросы, художественное слово, уточнение, обобщение, поощрение);

игровые приемы (д/игра «Звери, птицы, рыбы, насекомые», интерактивная игра «Что лишнее?»).

практический метод: выступление детей, динамическая пауза «Станем мы деревьями», музыкально-ритмическая

игра «Зверобика»;

Предварительная работа:

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстративного материала, фотографий, набора открыток природоведческой тематики;

чтение рассказов о животных: Е. Чарушин «Олениха с олененком», «Рысь», М. Пришвин «Этажи леса» и др. ;

беседы с детьми на темы «Экология родного края», «Правила поведения в природе» и др. ;

загадывание загадок о природе, растениях, животных, насекомых, птицах и др. ;

объяснение фразеологизмов;

просмотр познавательных фильмов «Жизнь замечательных зверей» (телеканал «Карусель», презентаций о животных, рыбах, насекомых, птицах, растениях и др. ;

проведение речевых игровых упражнений и дидактических игр («Кто лишний?», «Кто где живет?», «Узнай по описанию», «Что можно, а что нельзя?», «Лекарственные растения»).

-музыкально-ритмическая игра «Зверобика»;

-творческая мастерская: рисование по теме: «Родная природа», лепка птиц и животных.

Активизация словаря:

активный словарь: команда, природа, конкурс, лекарственные растения, деревья.

пассивный словарь: фразеологизм, изворотлив, викторина, девиз, Красная книга.

Индивидуальная работа:

•закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

•приучать следить за своей осанкой в разных видах деятельности; •способствовать проявлению уверенности во время публичного выступления.

Материалы и оборудование:

Мультимедийный экран, ноутбук, интерактивная игра «Что лишнее?», 2 стола, эмблемы команд «Листочки», «Цветочки», презентация «Загадки о лекарственных растениях», магнитная доска, магниты, картинки животных, птиц, рыб, насекомых для д/игры, аудиозапись «Звуки природы», муз. -ритм. игра «Зверобика»; запрещающие природоохранные знаки, обручи 8 шт., карточки- схемы, обозначающие животных, насекомых, птиц и рыб; медали.

Ход викторины:

Дети проходят в зал, садятся на стулья.

Звучит аудиозапись «Звуки природы».

Ведущий: Что за звуки вы слышите, дети? (Звуки природы).

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! В течение всего года мы узнавали интересные сведения о жизни

растений и животных из книг, смотрели познавательные фильмы, рассматривали картины, иллюстрации о природе, ходили в библиотеку. Поэтому знаем ответы на многие вопросы. Сегодня нам предстоит выяснить, дети, какой команды лучше знают природу и могут дать правильные ответы на все вопросы. Итак - внимание! Начинаем игру-викторину «Знатоки природы».

Ведущий: Мы готовились заранее.

И начнём соревнование.

Две команды есть у нас.

Они просто суперкласс!

Представление команд.

В игре участвуют две команды во главе с капитанами.

Первая команда: капитан – Софиенко Сабина (ребенок представляет свою команду)

Наша команда - «Листочки».

Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».

Вторая команда: капитан Фёдоров Даниил (ребенок представляет свою команду)

Наша команда - «Цветочки».

Наш девиз: «Будем природу любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».

Ведущий: Представляю жюри нашей викторины.

Конкурс «Разминка». Командам нужно дать как можно больше правильных ответов на мои вопросы. Каждая команда отвечает быстро, хором.

Вопросы для команды «Листочки».

-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

-Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

-Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это (Насекомые.)

-Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

-У какого дерева белый ствол? (У березы.)

-Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

-Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

-Сколько ног у жука? (Шесть.)

-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

-Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха.)

-У каких зверей есть иголки? (у ежа, дикобраза.)

-Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

-Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)

-Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

-Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

-Сколько ног у паука? (Восемь.)

Вопросы для команды «Цветочки».

-На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

-Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

-Карась, щука, сом, окунь - это кто? (рыбы)

-У какого зверя рыжая шубка? (У белки летом, лисы.)

-Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

-Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

-Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

-Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

- У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

-Кто в лесу плетет паутину? (Паук)

-Почему божьи коровки, в отличие от большинства насекомых имеют яркую окраску. (Они ядовиты)

-Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

-Чем питается бабочка? (Нектаром.)

-Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

-Как одним словом называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

-Какая птица днем спит, ночью летает, птиц и грызунов в лесу пугает? (Сова)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги разминки, прошу ответить на вопрос: скажите, а надо ли беречь и охранять природу? (да, надо)

Ведущий: Давайте все вместе вспомним правила поведения в природе. Ребята знают об этом стихотворения.

Ребенок 1:

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай.

Ребё нок 2:

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ребенок 3:

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Ребё нок 4:

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать! :

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ребё нок 5:

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Ребё нок 6:

Охранять мы вместе будем

Этот сказочный народ:

Зайцы, лисы,

Волки, птицы,

Ели, клёны и дубы.

Эти дивные поляны нам природою даны.

Ребё нок 7:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Ведущий: Мы любим природу в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

Ведущий: Спасибо, дети. Теперь проверим, как команды знают «Правила поведения в природе». Командам нужно будет дать правильный ответ, как вести себя в определенной ситуации и показать соответствующий экологический знак.

2. Конкурс «Как вести себя в природе».

1-я ситуация (для команды «Листочки»)

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

-Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

-А в нем яичко.

-Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

-Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий. Правильно ли девочки поступили?

Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2-я ситуация (для команды «Цветочки»)

Две сестренки гуляли по лесу.

-Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

-Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3-я ситуация (для команды «Листочки»)

Мальчик шел по лесной тропинке и увидел красивое стройное деревце. Дерево очень понравилось мальчику, и он решил нацарапать на коре дерева острым ножиком свое имя.

Ведущий. Правильно ли поступил мальчик?

Дети. Кора служит дереву защитой, поэтому повредив кору, дерево может засохнуть и погибнуть.

4-я ситуация (для команды «Цветочки»)

После дождя дети пошли гулять по лесу.

-Посмотри, сколько грибов!

-А вот это мухомор, он ядовит! Сейчас я его как пну!

И мальчики растоптали мухомор.

Ведущий: Правильно ли поступили ребята?

Дети: У каждого растения и животного своя роль в природе. Да, мухомор ядовит, но уничтожать его нельзя им лечатся некоторые животные, например, медведи, олени и лоси.

Ведущий: Молодцы, обе команды дали правильные ответы и показали экологические знаки.

Ведущий. Пока жюри оценивают ответы команд, предлагаю отгадать загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

- Молодцы, правильно отгадали загадку. Дети, давайте представим, что мы с вами стали деревьями.

Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги - это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело - прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается

(Поднимают соединенные руки над головой.)

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

Ведущий: Молодцы, прошу команды занять свои места. Не забывайте, дети, о правильной осанке.

Ведущая: Следующий конкурс «Четвертый лишний». Узнаем, какая из команд хорошо знает деревья.

3.«Выбирай-ка»-игра «Четвертый лишний. Деревья.» (интерактивная игра)

Каждой команде предлагаю определить лишнее изображение. Нужно назвать номер с лишним изображением, и объяснить, почему вы так считаете (каждая команда по очереди называет лишний предмет). Команды, внимание на экран!

Ведущий. Вижу, что участники обеих команд знают и любят родную природу, знают, как себя вести, чтобы ей не навредить. А если мы что-то любим, то называем ласково.

4. Следующий конкурс «Ласковые словечки». По очереди каждой команде буду называть слово, а вы должны будете хором назвать это слово ласково.

Команда «Цветочки» : ручей, дождь, солнце, цветок, дерево, облако, проталина, лужа.

Команда «Листочки» : почка, гнездо, трава, птица, лиса, капля, паук, ветер.

Ведущий: Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к следующему испытанию.

5. Конкурс "Лесные Айболиты".(Презентация) В лесу очень много полезных растений. Вам нужно отгадать загадки о лекарственных растениях и сказать, чем они полезны. Внимание на экран!

1. Он красивой розе брат,

Витамином «С» богат,

Если ты не виноват,

Все равно имей в виду,

Может уколоть в саду.

(шиповник)

(богат витамином С, лечит простуду)

2. Посмотри, какой цветок!

Как вплести его в венок?

В шапке беленькой стоит,

А подуешь - улетит? (одуванчик).

(отвар корня одуванчика улучшает аппетит, лечит желудок)

3. Какое лекарственное растение определяют даже слепые?

Зелёный Огонь

Рукою не тронь.

Рукою не тронь!

Обжигает ладонь (крапива)

(крапива останавливает кровотечение, укрепляет волосы)

4. Вот цветочек на поляне,

Серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве

(ромашки)

(ромашка аптечная помогает от простуды и кашля, лечит горло)

5. Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — серёжки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (подорожник)

(лист подорожника помогает при ссадинах и ранах, сок лечит желудок.)

6. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

(помогает снижать температуру, давление, используют при простуде)

7. Назван он ласково именем мальчика,

Дружит с ромашкою и с одуванчиком

Строен и крепок его стебелёк,

В поле растёт этот синий цветок.

Как же прозвали его

(василёк)

(помогает улучшить пищеварение, широко применяется в косметологии)

8. Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах.

(мяты)

(используют как успокоительное средство)

6. Конкурс «Объяснялки»- конкурс капитанов. Надо объяснить выражения.

-«Волка ноги кормят» (Волк не стережет добычу, как, например, кошки, а догоняет её, чтобы прокормиться, надо искать, добывать себе пищу, не сидеть на месте)

-«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» (Не стоит браться сразу за несколько дел, а то будет мало толку. Сделай сначала одно дело, а потом берись за другое.)

-«Медведь на ухо наступил» (Нет музыкального слуха, не умеет петь)

-«Делать из мухи слона» (сильно преувеличивать)

Ведущая: Молодцы, и с этим заданием справились!

7. Следующий конкурс «Звери, птицы, рыбы, насекомые».

Для следующего конкурса с каждой команды нужно по 4 человека. Участникам необходимо распределить животных, птиц, насекомых, рыб по видам. Каждый вид в свой обруч.

В обруч с изображением схемы животного необходимо разместить всех животных; в обруч, где имеется схема насекомого - разместить насекомых; в обруч с изображением схемы птиц- всех птиц; в обруч со схематичным изображением рыб-всех рыб.

Ведущая: Пока участники команд выполняют задание, предлагаю всем поиграть в игру «Фразеологический зверинец». Угадайте, кто в нем живет:

-Грязный, как…свинья.

-Хитрая, как…лиса.

-Трусливый, как…заяц.

-Изворотлив, как…уж.

-Упрямый, как…осёл.

Колючий, как…ёж.

-Голодный, как…волк.

-Здоровый, как…бык

-Неуклюжий, как…медведь.

-Ползет, как…черепаха.

Объявляется музыкальная пауза. Пока жюри проверяют правильность выполнения задания, все дети приглашаются на музыкально-ритмическую игру «Зверобика».

Ведущая: Следующий конкурс для команд. Вам нужно выбрать игрока, которому вы доверите выполнить задание.

8. Конкурс «Исправь ошибку». Я читаю предложение, а вы исправляете ошибки.

Задание для команды «Цветочки»

Червяк клевал скворца.

Песня пела соловья.

Мохнатая гусеница съела синицу.

Задание для команды «Листочки»

В цветке стояла ваза.

Грибы собирали детей в корзину.

Пушистая мышка поймала кошку.

Ведущая: Это был последний конкурс. Пока жюри подводит итоги викторины, предлагаю проверить кто у нас самый внимательный и сообразительный.

«Логические задачи».

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, морская свинка Глаша и дочка Любаша. Сколько детей у мамы? (1 ребенок).

Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).

Кто громче мычит: свинья или корова? (свинья не умеет мычать)

Какого цвета волосы у петуха? (у петуха нет волос, есть перья).

Сколько у змеи ног? (их нет)

В какое время года опадают листья у ели? (у ели иголки, они не опадают)

Итог викторины:

Ведущая: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Скажите, трудными они были для вас?

Что для вас было особенно интересным?

Слово предоставляется жюри…

Награждение команд медалями.

Ребята, вы многому научились, много знаете, умеете, и готовы идти в подготовительную группу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья»Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья» Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья».2013 г. ,РСО-Алания,г. Моздок, МБДОУ №34 «Колокольчик».

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группе Тема: " Кто живет в цветнике" (занятие проводится на прогулке) Цели: развивать основные понятия о насекомых, развивать у детей представления.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Опасность вокруг нас»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Опасность вокруг нас» Актуальность. Тема безопасности детей в быту и на улице сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «День Победы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «День победы» Программное содержание: - сформировать представление детей о событиях.

Конспект занятия по окружающему миру «Предметы природы. Шишки» с детьми второй младшей группыКонспект занятия по окружающему миру «Предметы природы. Шишки» с детьми второй младшей группы Занятие – Предметы природы. Шишки. в рамках дополнительного образования «Маленький коллекционер» с детьми второй младшей группы №2 «Фиксики».

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Эти удивительные фиалки»Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Эти удивительные фиалки» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эти удивительные фиалки». Цель: Вырастить комнатную фиалку из листового черенка. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Знатоки природы»
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 16:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Знатоки природы»» (включая файлы) размещена пользователем Чичварина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД