марина никулина
Конспект занятия по окружающему миру «Обувь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №103»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»
ТЕМА: «Обувь»
/группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет/
Выполнил: Никулина
Марина Владимировна,
воспитатель первой
квалификационной категории
Оренбург, 2019
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Обувь“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел Стр.
Пояснительная записка 3
Конспект образовательной деятельности 4-12
Пояснительная записка
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.
Актуальным методом познавательного развития является экспериментирование. Главное его достоинство заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы.
Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые ребенок добывает самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
I. Организационная информация Примечание
1.1 Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Согласно ФГОС ДО
1.2 Вид деятельности детей
Игровая, коммуникативная, продуктивная Согласно ФГОС ДО
II. Методическая информация
1. Тема занятия
Обувь
2. Методы и приемы Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, организация исследовательской комиссии.
1. Приемы активизации деятельности детей: использование художественного слова, слайды -загадки, рекламный ролик, опытно-исследовательская деятельность с кожей и тканью, изготовление памятки по уходу за обувью.
2. Приемы организации практической деятельности: свободное перемещение по залу, участие в исследовательской комиссии, самостоятельное деление на подгруппы, обращение к собственному опыту.
Приемы поддержания интереса у детей: самостоятельность выбора действий, использование наглядного материала, применение IT – технологий, чередование видов детской деятельности.
3. Приемы оценки и самооценки: поощрение, педагогическая поддержка, совместное с педагогом и детьми определение выводов, взаимопомощь детей. Общедидактические
группы методов
3. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие:
- обогащение знаний о разновидностях обуви;
- уточнение названий и назначений обуви.
Социально – коммуникативное развитие:
- развитие свободного общения со взрослым и детьми;
- соблюдение правил безопасного поведения в практических видах деятельности;
- употребление средств социальной коммуникации – электронная почта, рекламный ролик
- знакомство с понятием «памятка».
Речевое развитие:
- ответы на вопросы;
- рассуждения;
- развитие диалогической речи;
- составление рекламных описаний.
Художественно-эстетическое развитие:
- изготовление «памятки».
Физическое развитие:
- подвижная игра. Согласно ФГОС ДО
4. Возрастная группа: Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
5. Цель: Расширить представления детей о видах обуви и ее назначении
6. Задачи
6. 1 Образовательные:
• уточнить название и назначение обуви;
• мотивировать детей к самостоятельным умозаключениям /сезонная обувь, практичный материал, уход за обувью/;
• вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие;
• дать возможность детям при помощи взрослого узнать об истории происхождения обуви;
• расширить знания детей о материалах для обуви через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности;
• дать возможность применить на практике полученные знания о видах и назначении обуви / «Показ мод»/.
6. 2 Развивающие:
• продолжать работу по формированию мыслительных процессов: синтеза и анализа;
• развивать память, внимание, воображение;
• развивать устную речь:
- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;
- умение поддерживать беседу, легко отвечать на поставленные вопросы;
- в доброжелательной форме высказывать свою точку зрения.
6. 3 Воспитательные:
• продолжать воспитывать культуру общения, тактичность в оценках других;
• воспитывать чувство уважения к мастерам своего дела, бережное отношение к обуви.
7. Планируемые результаты:
- развитие познавательных процессов;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с педагогом и сверстниками, умение работать сообща;
- развитие любознательности;
- расширение и активизация словарного запаса;
- имеют навыки опытно-экспериментальной деятельности с использованием схем;
- развитие коммуникативных качеств личности, способности слушать других.
8 Организация среды для проведения занятия для опыта – схемы, образцы кожи и джинсовой ткани, вода в стакане с ложкой, гуашь, кисть, салфетки;
для изготовления памятки – заготовка, мини-символы, клей, кисти, салфетки, фломастеры;
шары с картинками, лапти, витрина с обувью, ноутбук, видеопроектор, презентация, рекламный ролик «Обувь».
9 Подготовка к занятию в режимные моменты С/р игра «Показ мод»
разучивание текста к физминутке «Растеряшки-башмачки»
пальчиковая гимнастика «Обувь»
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I Вводная часть 2 мин.
1.1 Приветствие присутствующим
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
- За окном – рябины грозди,
А у нас сегодня гости.
Очень рады мы всем людям
И приветствовать их будем.
ДЕТИ: Добрый день! Добрый день!
Всем вокруг улыбнись!
И улыбкой своей
С целым миром поделись!
- На электронную почту детского сада пришла рассылка рекламы. Давайте все вместе ее посмотрим.
РЕКЛАМА.
- Интересная реклама, только не пойму, зачем нужно столько много обуви?
Ответы детей.
1.2 Мотивация деятельности детей
-Чтобы это выяснить мы создадим исследовательскую комиссию «Обувной патруль».
1.3 Целеполагание
- Наша комиссия будет определять, какая бывает обувь и зачем она нужна?
II. Основная часть: 19 мин.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
-По нескольку раз в день нам приходиться переобуваться. Зачем?
Ответы детей
2.2 Дидактическая игра «Что я надену» с шарами
- Так какая же обувь нам нужна для разных случаев, нам помогут повторить воздушные шарики с разными видами обуви.
*И первыми обуваться пойдут…. Мы отправляем их в спортзал / кроссовки, чешки, кеды/;
*А останутся дома и будут сидеть на диване или ходить по мягкому ковру…. / тапки (2)/;
*….отправляются на море, будут ходить по теплому песку на пляже
/ сланцы (2)/;
*А… не хочет сидеть дома и пойдет гулять в дождливую погоду /резиновые сапоги/;
*За окном зима и снежные сугробы и мы отправим на улицу… / валенки, теплые сапоги/;
*Очень повезло…. У нее есть билет в театр и она обует…/ нарядные туфли/;
*Ярко светит солнце, на улице летняя теплая погода. Обувайся на прогулку… / сандалии (2)/;
*Осень, за окном прохладно, что обует…. / ботинки/.
- Молодцы, наш «Обувной патруль» определил, что для разных случаев, нужна разная обувь. Дети выбирают шарик с соответствующей картинкой и называют вид обуви
2.3 Знакомство с новым материалом
Дети садятся на ковер для просмотра презентации
- Все мы привыкли к обуви. Она кажется такой обыкновенной, будто она была у человека всегда. Но это не так!
У самого обыкновенного ботинка очень длинная и очень интересная история.
Презентация
1 слайд: Название
2 слайд:
- Сначала древние люди брали полоски из коры деревьев, кожи животных и подвязывали их к ногам травой.
Далее придумали обувь из глины, но она в сырую погоду размокала. И вообще она была просто неудобной.
3 слайд:
- В древней Руси носили лапти. Материал для лаптей найти нетрудно: их плели из коры деревьев. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Держались лапти на узких ремешках. Но интересно то, что они не делились на правую и левую, на женские и мужские. Но зато, они были очень легкие, удобные. /показать лапоть/
Дети рассматривают лапоть
Эх вы! Лапти-лапоточки,
По тропинкам, по досочкам,
По лугам да по дорожкам
Так подходят разным ножкам,
Что, как обувь, бесподобны –
Для обеих ног удобны
- А зимой на Руси носили валенки. Валенки носят и до сих пор. Кто из вас видел валенки?
4 слайд:
- Шло время, люди стали придумывать разные варианты обуви. Чтобы она была более удобной, ее стали делать из кожи.
И до сих пор считается самой удобной и практичной обувь из кожи – кожаная обувь. А что значит практичная? Практичная – значит, она долго носится и за ней легко ухаживать. Так ли это на самом деле, выяснит наш «Обувной патруль».
Прошу пройти в исследовательскую лабораторию.
Дети проходят за столы
2.4 Опытно-исследовательская деятельность
Опыт «Какая обувь лучше»
Задача: Сравнить обувные материалы.
- Перед вами образцы джинсовой ткани и кожи.
Проверим, что случится с кожей и тканью, если на них попадет вода. Обратите внимание на схемы, которые подскажут вам, как провести опыт.
О чем говорит первая схема?
Разбор схемы
/выполнение опыта/
Обобщение: Кожа не пропускает воду, а ткань промокает. Чтобы она высохла, ее надо долго сушить.
Внимательно посмотрите на вторую схему и приступайте к выполнению.
- С чего нужно начать? Что ты делаешь? Как ты догадался? Что тебе подсказало?
Вывод: Обувь из кожи будет служить дольше, потому что она не промокает и лучше моется.
Презентация (продолжение)
В то далекое время мужчины и женщины носили одинаковую обувь.
5 слайд:
- Сейчас обувь есть для мужчин, женщин и детей. Для мужчин – мужская, для женщин - …., для детей - ….
Образование прилагательных
6 слайд:
- Женскую обувь украшали пряжками, цветами, бантами. Каблуки были загнутые, вывернутые, ходить на них было очень не просто.
И постепенно они превратились в удобные туфли, которые носят ваши мамы.
7 слайд:
- Мужская обувь была даже немного смешная - на каблуках с удлиненными носами.
А сейчас ваши папы носят вот такие туфли.
8 слайд:
2.5 Дидактическая игра игра
А теперь, детвора, ждет вас новая игра.
Деление на группы, работа по подгруппам
«Обувной патруль» определит время года, когда можно носить эту обувь. Девочки будут называть обувь, а мальчики – время года/встают и делятся на две команды/ : сандалии – лето; теплые сапоги – зима; кроссовки – осень, весна; сланцы – лето; валенки – зима; ботинки – осень; босоножки – лето; резиновые сапоги – весна, осень.
2.6. Пальчиковая игра «Обувь»
- Сколько много видов обуви, давайте посчитаем.
Раз, два, три, четыре, пять /хлопают в ладоши/
Будем обувь мы считать : /сгибаю и разгибают пальцы в кулак/
Раз – туфли, /соединяют поочередно пальцы, начиная с большого/
Два – сапожки,
Три- ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать. /садятся на ковер/
9 слайд:
- Ребята, а кто делает обувь? (обувщик, сапожник)
Да, эта профессия появилась – 5 тысяч лет назад. И год от года сапожники делали, более удобную, более прочную, более красивую обувь.
10 слайд:
- Среди сапожников были большие мастера своего дела, и они обучали этому мастерству своих учеников.
11 и 12 слайд:
- Сейчас всем людям, как выяснил наш «Обувной патруль», нужно очень много обуви. Один сапожник, конечно, с этим не справится. Сейчас обувь шьют много мастеров на обувных фабриках, используют специальные станки и, даже, компьютеры.
13 слайд:
- Слово «сапожник» уже немного устарело. Сегодня чаще встречается слово «обувщик», «обувной мастер». До сих пор эта профессия остается очень важной. Не удивительно, что сапожнику даже есть памятники.
14 слайд:
И самой обуви тоже поставлены памятники по всему миру.
2.7 Физминутка.
П/и «Растеряшки-башмачки»
Дети выполняют движения, согласно тексту
-У вас на ногах чудесная обувь. И мы сейчас с ней поиграем.
Растеряшки-башмачки
Озорные каблучки.
Каждый рядышком шагал,
Вдруг один из них упал.
А вон там, за горой,
Потерялся и другой.
Не теряйтесь, башмачки
Озорные каблучки.
Надо нам скорей бежать,
Надо нам их отыскать.
/повторить 2 раза/
2.8 Словарная работа
-Обувайтесь поскорее, потому что нашему «Обувному патрулю» предстоит еще выяснить, как говорить правильно.
Когда мы приходим домой, то РАЗУВАЕМСЯ.
Когда мы идем гулять, то ОБУВАЕМСЯ.
В детском саду мы ПЕРЕОБУВАЕМСЯ (значит, снимаем одну обувь и надеваем другую). А есть ли такое слово – НАБУВАЕМ? Конечно, нет. Только ОБУВАЕМ и НАДЕВАЕМ. Дети повторяют хором новые слова
2.9 Изготовление «Памятки по уходу за обувью»
- Что надо делать, чтобы обувь дольше служила?
(За обувью нужно ухаживать, чтобы она дольше сохранялась и была всегда красивой и аккуратной (мыть, протирать сухой тряпочкой, чистить щёткой, смазывать кремом, сушить).
- А можно ли использовать для ухода за обувью утюг? Ножницы? Гвоздь?
- А чтобы не забыть, как ухаживать за обувью, мы приготовим «памятки».
Дети берут стулья и садятся за столы.
Посмотрите. На первую страничку вы будете клеить символы правильного ухода за обувью, на другую – то, что нельзя использовать. Ответы детей
III. Заключительная часть 4 мин.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
«Показ мод»
-Наша исследовательская комиссия провела большую работу, чтобы выяснить, какая бывает обувь и зачем она нужна? Какие ответы мы нашли?
А чтобы подвести итог нашей работе, я приглашаю вас в демонстрационный зал на показ коллекции обуви. Кто хочет быть моделями? Подойдите к витрине и выберите себе обувь. А мы будем зрителями.
Дети-модели выбирают обувь, дети-зрители садятся на ковер
3.2 Подведение итогов занятия воспитателем
-Я вас благодарю за проделанную работу. Вы показали себя умными, взрослыми, любознательными. Я очень вами горжусь. Попрощайтесь с гостями, возьмите свои «памятки» и идите в группу. Дети уходят