Светлана Байкалова
Конспект занятия по окружающему миру «Мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру
«Мир камней»
старший возраст
Цель: ознакомление детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
-учить различать виды камней по их внешним признакам;
-доказать свойства камней экспериментальным путём;
-развивать исследовательские навыки;
-совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Мир камней“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
-обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
- познакомить со способами использования камня человеком (в строительстве, скульптуре, в создании украшений).
-развивать разговорную речь детей, расширять активный словарь.
-воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты.
- побуждать детей к самовыражению в рисунке, развивать фантазию и творческое воображение.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный и раздаточный материал. Фотографии, картины гор и ландшафтов, набор камней на каждого ребенка, набор схем – рисунков, стаканы с водой, ложка, лупы, сувениры из камней, набор камней : мел, уголь, гранит, украшения из разных камней, морской камень, салфетки, молоток, аудиозапись «музыка природы», коллекция полудрагоценных камней, презентация к занятию, карта мира.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, я сегодня вас приглашаю в экспериментально - исследовательскую лабораторию. А, что мы будем исследовать вы, узнаете отгадав мою загадку:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети. Это камень. Это разные камни.
Просмотр слайдов 1 – 4.
Воспитатель. Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях.
- Расскажите мне, где вы могли видеть камни? (Ответы детей)
- А вы знаете, что у нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков (слайд 5). Посмотрите на карту. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень, много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на карте тёмно-коричневым цветом.
На карте очень много голубого цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голубая планета» (слайд 6). В воде то же очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Подводный мир похож на наш аквариум (слайд 7). Помните, камешки лежат там как маленькие горы.
Сейчас пройдите в нашу экспериментально - исследовательскую лабораторию. И мы будем исследовать камни. Садитесь за столы.
Дети садятся за столы, где лежат подносы с камнями, салфетки, стаканы с водой на каждого ребенка.
- Исследовать вы будете разные камни. Начнём с морских. Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Как вы думает, можем ли мы их узнать?
Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями.
Слайд 8.
Воспитатель: Ребята, а какие они? Какой формы камни? Какого цвета? Какая у них поверхность? Какие края?
Дети: Камни разной формы - овальные и круглые. Твёрдые, холодные, красивые, разного цвета, камни гладкие.
Вывод: камни разного цвета и формы. (Дети вывешивают схему – рисунок «Цвет и форма камней).
Воспитатель: Почему они гладкие? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, такими гладкими их сделали морские волны. (Предлагает взять несколько камней в руку и потрясти их) Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся гладкими – без единого уголка.
А теперь найдите горные камешки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про камни, которые находились на суше? Какие они?
Дети: Камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Слайд 9
Воспитатель: Так чем же горные камни отличаются от морских? (ответы детей).
Дети: Морские камни гладкие, а горные шершавые.
Горные камни с острыми углами, а морские нет.
Морские камни ровные круглые, овальные, а горные неровные.
Вывод: камни могут быть гладкими и шероховатыми. Дети вывешивают схему – рисунок «Характер поверхностей камней».
Воспитатель. А по размеру все камни одинаковые? Какие они? (Ответы детей)
Воспитатель показывает детям (слайд 10) «Столбы Выветривания», говорит, что это тоже камни, но они очень большие около 40 метров в высоту.
Вывод: камни бывают разных размеров. Вывешивается схема – рисунок «Размер камня»
Воспитатель. Мы определили, что камни бывают разные по форме и цвету, гладкие и шершавые, разного размера, и все они твердые.
- Как вы думаете, а все ли камни прочные? (Ответы)
Я предлагаю провести эксперимент, и узнать все ли камни прочные. Если вы знаете, то назовите какие камни лежат передо мной? ( дети называют: мел, уголь, щебень, гранит) (Дети с помощью молотка пробуют их разбить. Выясняют, что мел и уголь не прочные камни).
Воспитатель показывает (слайд 11) «Алмазы Якутии», «Бриллианты»,говорит, что это самые прочные и драгоценные камни. Они используются как в украшениях так и в производстве.
Вывод: камни бывают хрупкие и прочные. На доску вывешивается еще один рисунок «Прочность камней»
Воспитатель: - Пододвиньте к себе стакан с водой. Что вы там видите? (Плавает деревянный конструктор). Обратите внимание на метку и уровень воды. Метка находится там, где заканчивается вода.
- Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги).
-А теперь посмотрите, совпадает уровень воды с меткой? (Нет) Почему? (Ответы детей).
Воспитатель. – Потому что, камни тяжелые и плотные, объем камня выталкивает такой же объем воды на вверх. Я предлагаю вам провести опыт. Одни дети будут класть в стакан с водой большие камни, а другие дети – маленькие камешки. Посмотрим, у кого уровень воды поднимется быстрее.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные, чем больше камень, тем больше воды он выталкивает на вверх. На доску вывешивается схема – рисунок «Плавучесть камня».
Воспитатель. – Как вы думаете, где люди используют камни? (Ответы детей) Воспитатель приглашает детей в мини – музей «Удивительные камни». Дети рассматривают фотографии, предметы, украшения из разных камней.
Слайды 12-17
Вывод: люди широко используют камни, они из них строят дома, мосты, делают скульптуры, памятники, различные сувениры, украшения. Вывешивается схема – рисунок «Применение камня».
- Вот мы с вами, ребята, и выяснили, как люди используют камень в своей жизни. А теперь предлагаю вам поиграть:
С другом мы гулять пойдем,
Речку – каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
(руки вперед, движение «волна»)
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
(руки над головой в форме «крыши»)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть коллекцию камней, используя лупу. Отметить, что у каждого камня свой неповторимый рисунок. Предложить зарисовать понравившийся камень. Соблюдая форму, цвет, рисунок. Рассмотрев рисунки, отметить, что дети были внимательные и точно скопировали камни.
- У меня еще есть камешки, но они не обычные, сделанные из сахара, они вкусные, сладкие, что это за камешки? (Конфеты) (слайд 18). Воспитатель угощает детей конфетами «Морские камешки»