Дозорова Алена Иннокентьевна
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы «Животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать представления о подготовке животных к зиме в познавательной деятельности.
Задачи:
Обучающие. Закреплять знания детей о жизни диких животных, учить поддерживать беседу об их повадках. Уточнять и расширять знания у детей о способах подготовки диких животных к зиме.
Развивающие. Развивать познавательный интерес, формировать экологическое мировоззрение.
Воспитательные. Воспитывать любознательность и любовь к животным. Вызвать желание делиться своими знаниями со сверстниками. Учить детей работать в коллективе.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы „Животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Компьютер, интерактивная доска.
Материалы (раздаточные, демонстрационные, вспомогательные) : картинки осени, диких животных, картинки с изображением, чем они питаются.
Введение в ситуацию. Педагог зовет к себе детей и рассказывает им о том, что произошло в городском контактном зоопарке. Туда люди принесли маленького зайчонка, которого нашли в лесу. Он был продрогший и голодный. Педагог спрашивает детей о том, как они думают, что могло произойти. Ребята высказывают свои предположения, после чего педагог спрашивает: Смог бы зайчонок один выжить в лесу сейчас, когда наступает зима? (ответы детей). Как вы думаете, что делают животные для того, чтобы перезимовать? (ответы детей).
Постановка проблемы и мотивация детей. Педагог отмечает, что ребята ответили правильно о том, что к зиме животные готовятся. Поэтому педагог попросила детей рассказывать о том, как готовятся к зиме зайцы (возникло затруднение). После чего педагог уточняет у ребят, хотели бы они узнать, как готовятся к зиме разные животные (дети проявляют интерес и педагог переходит к обсуждению темы).
Актуализация знаний. Рассказ воспитателя: в конце октября - начале ноября в нашем регионе уже начинает значительно холодать. Изменения в природе указывают на постепенное приближение зимы. Зима для животных - это трудное время года, потому что зимой очень мало пищи и холодно. Животным трудно прокормить себя, поэтому они готовятся к зиме. Делают они это по-разному и сегодня мы с вами сможем выяснить, как именно. Для этого педагог предлагает детям познакомиться с презентацией. На первом слайде изображен заяц. Перед тем как детям демонстрируется данный слайд, педагог предлагает отгадать загадку про зайца.
Угадайте, что за шапка,
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
После того, как дети отгадывают загадку, появляется слайд с изображением зайца и того, чем зайцы питаются в лесу. Педагог просит детей назвать, чем питаются зайцы и определить, если животное питается травой, растениями, как оно называются. Дети знакомятся с новым термином «травоядное животное».
Далее педагог рассказывает о том, как готовится к зиме заяц. У зайца происходит смена окраса его меха и ее густоты. Летняя серая шубка сменяется на белую, более теплую и помогающую зайцу маскироваться от врагов. Зимой зайцы питаются корой деревьев, ветками кустарников, которые торчат из-под снега. С наступлением зимы значительно сокращается количество пищи, которую может найти для себя заяц.
Для перехода к следующему слайду педагог просит детей отгадать загадку:
Сам зверек поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой,
Ну и быстрые же ножки,
Скачет по лесу стрелой» (белка).
После отгадки педагог демонстрирует детям слайд с изображением белки и просит по опорным картинкам рассказать, как готовится белка к зиме. Дети по картинкам называют, какие запасы она сделает на зиму в старом дупле. Кроме того, педагог также отмечает, что у белочки сменяется также цвет и густота ее шерсти.
Для перехода к следующему слайду дети отгадывают новую загадку:
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос».
Про медведя дети также рассказывают с опорой на картинки - они называют, чем питается медведь зимой, объясняют, почему медведь впадает в спячку.
Еще одну загадку педагог загадывает про ежа:
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается
В клубок свивается.
После отгадки дети рассматривают слайд с изображенными картинками и объясняют, как коротает зиму еж, чем он питается зимой. Педагог обращает внимание детей на то, что кроме животных, которые питаются травой, ветками, корой и являются травоядными, есть животные, которые питаются другими животными и являются хищниками.
Педагог предлагает детям игру «Раздели на группы». На слайдах демонстрируются животные, дети называют животное и говорят, травоядное оно или хищное. После этого, на заключительном слайде, картинки распределены на правильные группы, и дети осуществляют проверку того, как они распределили животных.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Педагог спрашивает детей о том, где именно зимуют животные, где они живут в лесу (ответы детей). Затем педагог предлагает детям выполнить задание в конверте. Задание в конверте предназначено для каждого ребенка и он выполняет его самостоятельно. В этом задании на картинке обозначены места, в которых живут и зимуют разные животные. Дети берут шаблоны и прикладывают их на картинку. После этого проводится игра «Кто где живет».
Включение в систему знаний и повторение. Педагог показывает детям картинки и сообщает, что сейчас они разделятся на группы для игры «Кто чем питается». В этой игре каждой группе необходимо подобрать к животному картинку с изображением того продукта, которым животное питается. После проведения игры педагог спрашивает детей о том, удалось ли им узнать, как зимуют животные, могут ли они теперь понять, выжил ли бы зайчик один, такой маленький, еще не окрепший в лесу поздней осенью и правильно ли сделали люди, что подобрали его и привезли в контактный зоопарк. После ответов педагог предлагает каждому ребенку на выбор, нарисовать рисунок, как животное готовится к зиме. Ребенок выбирает одно животное и изображает на своем рисунке, как оно готовится к зиме.
Рефлексия. Педагог предлагает детям вспомнить, почему они стали разговаривать о подготовке животных в зиме? Какая ситуация побудила их к этому? На какие две группы могут быть разделены все животные? Как зимуют разные животные?
Включение в систему знаний и повторение
Игра «Кто, чем питается?». Дети разделяются на группы 4 из 6-7 человек, каждой группе выдаётся картинка одного животного и они должны подобрать для своего животного соответствующую картинку с изображением, чем оно питается.
Педагог сообщает, что пора возвращаться с нашей интересной прогулки.
Рефлексивный компонент
Давайте вспомним и ответим на вопросы. Чем же питаются дикие животные? Что означает травоядное животное? А как называются животные, которые питаются себе подобными? А есть животные, которые питаются и растениями и животными?
Организация перехода к другому виду деятельности
Ребята, кто из вас захотел бы сейчас из пластилина или из глины и слепить лесных животных? Кому из ребят показать энциклопедии животных? (дети по желанию переходят к другой деятельности).