Кокорева Елена
Конспект занятия по окружающему миру для детей средней группы «Улица полна неожиданностей»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице
Задачи:
-научить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья;
-развивать у детей мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире, критически относится к информации;
- формировать умение самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Первый этап – «Вызов»
Воспитатель одет в костюм светофора (звучит аудиозапись «Шум улицы»).
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для детей средней группы „Улица полна неожиданностей“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Воспитатель:
«Прогнозирование»
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Ребята, сегодня мы погуляем по улицам города. Представьте, что мы вышли из детского сада и пошли пешком. (Дети перемещаются по группе)
– Как мы с вами называемся?
Дети: Пешеходы.
– Как появилось это слово?
Дети: Ходить пешком.
(Дети и воспитатель подходят к макету)
«Ассоциативный куст»
Воспитатель: Ребята, а что вам приходит в голову, когда вы слышите слово «ДОРОГА»?
Дети: перечисляют слова
Стадия осмысления:
«Толстые и тонкие вопросы»
Воспитатель: Ребята, а эти человечки тоже пешеходы?
Дети: да
Воспитатель: Сколько на улице пешеходов?
Дети: много
Воспитатель: Как вы думаете, куда они все идут?
Дети: вот один пешеход вышел из дома, ещё один из магазина и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, они соблюдают правила дорожного движения?
Дети: да
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: ответы
Воспитатель: А как вы думаете, что бы было, если бы пешеходы не соблюдали правила дорожного движения?
Дети: ответы
Воспитатель: А что, кроме пешеходов есть еще на дороге?
Дети: машины
Воспитатель: А как еще одним словом можно их назвать?
«Кластер»
Дети: транспорт
По мере ответа детей на вопросы выстраивается кластер на ковре из картинок.
Воспитатель: на какие группы можно разделить транспорт?
Дети: затрудняются
Воспитатель: как можно назвать одним словом транспорт, для перевозки любых грузов грузы?
Дети: грузовой
Воспитатель: найдите картинки с таким транспортом.
А как одним словом назвать транспорт который перевозит людей (пассажиров?
Дети: пассажирский (находят картинки, обозначающие этот вид транспорта)
Воспитатель: кто знает, как одним словом назвать транспорт легковой или грузовой, оборудованный для специальных задач (пожарная машина, скорая помощь, дорожный патруль и т. д. ?
Дети: затрудняются
Воспитатель: такой транспорт называется специальный.
Воспитатель:
А теперь давайте найдем все картинки с изображением пассажирского, специального и грузового транспорта.
- Что у них общего?
- Какие части есть у каждой автомашины?
Дети: Колеса, руль, мотор и т. д.
«Логические цепочки»
Виды транспорта
- Посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу не долго и растеряться.
Но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной, даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (Дети высказывают свои варианты)
- Вот правило: проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.
- Для чего машинам широкие дороги? (Машины большие, ездят быстро). А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности.
- Теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Мы – шоферы!» (Дети показывают движения).
«Едем, едем на машине, (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли («дворники»- согнутые в локтях руки одновременно движутся вправо-влево)
Вправо, влево чистота!
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх).
- Ребята, подойдите к нашему макету (дети подходят к макету, рассматривают его).
- Но на улицах города, идя по тротуару, рано или поздно придется сойти с тротуара. Как вы думаете, почему? (Чтобы перейти улицу).
- А улицу можно переходить в любом месте? (Нет, только там, где это разрешено)
- Как узнать место, где разрешено переходить улицу? (По пешеходному переходу (полоскам, по дорожным знакам)
- Ребята, но дороги тоже бывают разные, есть узкие с односторонним движением, когда машины едут только в одну сторону. Чтобы перейти такую дорогу, куда надо посмотреть? (в ту сторону, откуда будут двигаться машины).
- Есть дороги узкие с двухсторонним движением, переходя такую дорогу нужно смотреть сначала налево, дойдя до середины – направо.
- Есть дороги очень широкие – шоссе, чтобы перейти такую дорогу нужно обязательно найти пешеходный переход «Зебру» или подземный или надземный переход.
- Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? («Зебра»; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход)
Вот мы подошли к «Зебре» (пешеходному переходу, можно ли сразу переходить улицу? Нет – внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – так как машины едут с этой стороны, потом на право. Если машин нет - тогда иди. Быстро, но не беги.
- Бывают улицы, где машин очень много и движение на них очень интенсивное, например на больших перекрестках, Что нам поможет на таких улицах? (светофор).
Садимся на ковер. Берем с собой светофор.
- Кто нам сможет рассказать правило светофора? (Загорелся красный – стой, зеленый – можно переходить через дорогу).
- Какого цвета глаза у светофора? (Красного, желтого, зеленого). А вы знаете, почему выбраны именно эти цвета? Такие цвета для светофора выбраны не случайно.
Красный цвет напоминает об опасности (Например, пожарные машины).
В Желтый цвет окрашены те машины, которые работают на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.
- Вы, спросите, почему? Потому, что водитель издалека видит желтый цвет и успевает сбавить скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый глаз светофора – это предупреждение о смене сигнала.
А вот зеленый – спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам.
«Логические цепочки»
Дорожные знаки
- Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям? (Дорожные знаки)
- Давайте вместе посмотрим на дорожные знаки и выберем те, которые вам известны.
Стадия рефлексии:
«Верные и неверные суждения»
Воспитатель: дети хлопают в ладоши, если верно, если неверно, то ничего не делают.
Переходить дорогу можно только на красный цвет.
Переходить дорогу надо по пешеходному переходу.
На проезжей части дороги можно играть в мяч и другие подвижные игры.
Дорогу можно перебегать переходить без родителей.
У светофора четыре цвета.
Сразу после того, как загорится зеленый цвет, можно переходить дорогу.
По проезжей части детям можно кататься на велосипеде.
Пешеходы должны ходить по тротуару.
Дорогу можно переходить в любом месте.
Дорогу можно переходить там, где есть зебра.
Дорожные знаки – наши помощники.
ПДД должны все соблюдать.
«Шесть шляп мышления»
Белая шляпа (факты) –Что является нашими помощниками на дороге? (светофор, знаки, ПДД)
Синяя шляпа (управление процессом) – что узнали нового? (Виды транспорта, ПДД, опасность в городе и на дороге)
Желтая шляпа (оптимизм) – Что вы узнали полезного? (Очень важно и полезно учить и соблюдать ПДД)
Красная шляпа (эмоции) – Как вы будете относиться к ПДД? (Соглашаются все соблюдать ПДД)
Черная шляпа (недостатки) – Как вы думаете чего нельзя делать на дороге?
Быть невнимательным. Нельзя нарушать ПДД.
- Вы еще пока маленькие, одни по улицам не ходите. Но, выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя, хорошо ли вы знаете Правила дорожного движения. И если что-то забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у взрослых.
- Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие?
- Теперь выберите смайлики, если понравилось – с улыбкой, если не понравилось – грустного.
- Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось.
(Спросить, что больше всего понравилось на занятии).
- А грустные лица есть? С чем это связано?
мм