Кудряшова Светлана
Конспект занятия по ОД «Знакомство со свойствами воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Опыт. Как увидеть воздух. Как услышать воздух.
Цель: Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
Публикация «Конспект занятия по ОД „Знакомство со свойствами воздуха“» размещена в разделах
Развивающая среда: воздушные шары на каждого ребенка, надувной спасательный круг, банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка; свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты (часть из них может быть на картинках). Куклы - Знайка, Незнайка, Винни-Пух. Иллюстрации: рисунок дома-природы и обычного дома (рисунки из пособия Н. Рыжовой «Воздух-невидимка»).
Ход:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунок дома-при роды и обычного дома. Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают.) На обоих рисунках много незавершенного, пустого места. Почему? (И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим) И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Поможет нам в этом ученый-малыш по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут? Давайте позовем его, поговорим, он ведь столько всего знает!
Знайка: Здравствуйте, ребята! Хочу спросить вас: чем мы с вами дышим? Давайте сначала вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхаем? (Ответы детей.) Но что такое воздух?
(Знайка задумывается, и в это время появляется Незнайка)
Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Почему меня - знаменитого Незнайку - не позвали? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.
Воспитатель: Оставайтесь оба, мы всем гостям рады. Давайте все
вместе поговорим о воз Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?
Знайка: Погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видел, но знаю, что он
всегда вокруг нас.
Незнайка: «Знаю, знаю!» (Передразнивает.) Это твое любимое слово. А я тебе не верю! Ты мне докажи, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.
Знайка (обращается к детям) : Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? (Выслушивает ответы детей) Воздух - прозрачный, значит, через него все видно.
Воспитатель: А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окне, стенки аквариума, стенки графина, стакана). А теперь пойдем вместе с нашими гостями в лабораторию и будем делать опыты.
Опыты
Знайка (берет в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы)
Незнайка: Что ты пристал к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давай туда что-нибудь положим или нальем.
Знайка (загадочно улыбается) : Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим. (В это время воспитатель ставит на столик каждого ребенка банку с водой и стаканчики. Знайка предлагает ребятам повторить его действия)
Опыт 1
Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой (стакан надо держать очень прямо). Что получается? Попадает духе. ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает это с ребятами. Де лает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2
Знайка предлагает снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух - прозрачный, невидимый. Знайка спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха)
Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воз дух увидеть. Теперь я буду всеми руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломинку). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды! А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие разноцветные и летают!
Знайка: И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка: Каждому ясно - мыло.
Знайка: Неужели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри пузырей - воздух.)
Знайка спрашивает детей, как они дышат (Носами.) И животные тоже. А как дышат растения? (Через дырочки в листьях - устьица.) Просит детей подышать.
А как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает? (Просит поднести ладошку ко рту, затем к носу и подышать.) Что вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице дышишь - пар идет изо рта. Это значит, мы дышим. Проверим, как долго мы можем не дышать.
Незнайка: Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу - в шариках. Они так и называются - воздушные.
Знайка: Молодец, Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике.
Воспитатель дает детям по шарику. Все вместе размышляют, как лучше надувать? Если сильно надуть, шарик может лопнуть. Почему? (Воздух весь не поместится.) Так что главное - не перестараться. Дети надувают шарики и играют в них.
Знайка, Незнайка и дети играют в игру «Выбери игрушку» (дети выбирают те игрушки, внутри которых есть воздух. Незнайка все путает, дети помогают ему найти игрушку правильно.)
Незнайка: Ребята, теперь я понял, что воздух везде вокруг нас. Воспитатель: Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух-невидимку. Предлагаю еще и услышать его. Как можно это сделать?
Опыт с бутылкой. Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук.) Теперь приложите край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.)
Опыт со свистками. Дети свистят в свистки, свистульки. Откуда берется свист? Чем отличаются свисток и свистулька? (Свистульки делаются как игрушки, украшаются.)
Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста - музыкальные.
А как люди используют «голос» воздуха? Кто слышал гудок? Для чего он нужен? (Гудок тепловоза, парохода.)
Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.
Выводы: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.
А как люди используют «голос» воздуха? Кто слышал гудок? Для чего он нужен? (Гудок тепловоза, парохода.)
Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.
Выводы: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.
В процессе работы с детьми мы провели ряд опытов, которые позволили более четко дать представления о воде, воздухе и других свойствах предметов окружающего мира.