Ольга Артемьева
Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников. В нашей студии раннего развития мы занимаемся по авторской программе Е. Колесниковой. В декабре родителям было показано открытое занятие по обучению грамоте, где ребята показали свои знания и то, чему они научились за первое полугодие. Некоторые идеи занятия были взяты у коллег по сайту, спасибо им. Это не со зла, а просто идеи замечательные.
Публикация «Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет „Путешествие в страну Грамматику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Тема: "Путешествие в страну Грамматику"
Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов и предложений; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять их место в слове;
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать учить детей различать гласные и согласные буквы и звуки, делить их на твёрдые и мягкие.
- Продолжать учить составлять предложения по схемам; указывать последовательность слов в предложении.
-Продолжать учить детей производить звуко-буквенный анализ слова.
Развивающие:
-Развивать связную речь, внимание, мышление, память.
-Формировать грамматический строй речи.
-Развивать общую и мелкую моторику;
-Развивать слуховое внимание;
- Развивать зрительное восприятие;
Воспитательные:
-Воспитывать культуру речи.
-Воспитывать интерес и любовь к родной речи.
-Воспитывать взаимопомощь.
Материал:
Раздаточный материал на каждого ребё нка: снежинка из бумаги, цветные карандаши, листок в клетку, простой карандаш.
Демонстрационный : елка плоскостная, 3 домика (с красной, зелёной и синей крышей, магнитные буквы, маркер, цветок-светик-семицветик, фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Предложить детям назвать, чьё имя состоит из двух и трёх слогов?
Педагог: Кто правильно сидит, кто красиво говорит?
Дети: Мы правильно сидим, мы красиво говорим.
Повторить правила речи. Красивую речь приятно слушать. Кто внимательно слушает, тот правильно отвечает.
Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Грамматику и посмотрим, как живут её жители-буквы и звуки, слова и предложения. Но сначала ответьте на мой вопрос: Из чего состоит наша речь?
Дети: Из предложений.
Педагог: Молодцы. Ребята, хотите попутешествовать? Тогда закрываем детки глазки – попадём сейчас мы в сказку. Открывайте свои глазки. Мы попали с вами в сказку. Педагог обращает внимание детей на цветок : Посмотрите, какой интересный цветок вырос на полянке. Кто знает, как он называется? (Ответы детей)
Педагог: Конечно, это - волшебный цветок-цветик-семицветик. У него на каждом лепестке – задание, которое нам надо выполнить.
Педагог отрывает один лепесток и читает первое задание.
-Катаются зима дети лыжи на. Вы поняли, что я сказала?
Дети: Нет.
Педагог: Я сказала слова, которые не связаны между собой. Эти слова надо поставить по порядку, по смыслу. Как вы думаете надо правильно сказать?
(Ответы детей-.) Зимой дети катаются на лыжах. Дети проговаривают правильно предложение.
Педагог: Ребята. Сколько слов в этом предложении.
Дети: Пять слов.
Педагог: Какое это предложение-длинное или короткое?
Дети: Длинное.
Педагог напоминает, что предлог - это короткое слово.
Педагог: Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое, пятое.
Педагог вызывает одного ребёнка к доске и тот записывают схему предложения.
- Молодцы, справились с первым заданием, за это вы получаете одну фишку.
Педагог отрывает второй лепесток.
Педагог: Мы побываем на улице «Предложения». Какие бывают предложения?
Дети: Длинные и короткие.
Педагог предлагает рассмотреть на доске картинку по теме «Зима», просит составить по ней предложения - длинное и короткое. Дети составляют предложения.
-Ребята. Вы отлично справились и с этим заданием. Получаете ещё одну фишку.
Педагог отрывает третий лепесток:
Из чего состоят предложения?
Дети: Из слов.
Педагог: Слова хотят поиграть с вами и задают вам вопрос.
-Какие бывают слова?
Дети: Длинные и короткие.
Педагог предлагает детям придумать и назвать длинные и короткие слова на новогоднюю тему. (ёлка, зима, снеговик, мишура, огоньки, подарки, гирлянда и др.)
-Молодцы. Вот вам ещё одна фишка.
Педагог отрывает четвё ртый лепесток: Теперь отправим на улицу «Звукоградик» :
-Из чего состоит слово?
Дети:- Из слогов и звуков.
Педагог: Звуки тоже хотят с вами поиграть и спрашивают у вас, какие звуки вы знаете?
Дети: Гласные и согласные.
Педагог: Ребята, чем отличаются гласные и согласные звуки? (Ответы детей)
Дети: Гласные звуки произносятся легко, они поются и не встречают преграды. Согласные же звуки-шипят. сопят, кряхтят, рычат. Они произносятся с преградой.
Педагог показывает на доске 3 домика (с красной, с синей и зелёной крышей.) Ребята, как вы думаете, кто из звуков в каком домике живёт? А то все звуки разыгрались и забыли, кто из них, где живёт. Помогите им.
(Ответы детей)
Дети: В домике с красной крышей - живут гласные звуки и буквы.
Педагог предлагает одному ребёнку «заселить» в этот домик гласные буквы. На доске «висят» магнитные буквы, которые ребёнок должен правильно заселить в домик (А,Я,О,Ё,У,Ю,Ы,И,Э,Е).
-А какие буквы и звуки живут в домике с синей крышей?
(Ответы детей)
Дети: Твёрдые согласные.
Педагог: В домике с зелёной крышей кто живёт?
Дети: Мягкие согласные.
Педагог: Ребята, нам надо сделать анализ слова…А что это за слово, отгадайте загадку.
-Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня (Луна)
Педагог: Давайте выполним анализ этого слова.
Педагог: Сколько слогов в этом слове?
Дети: Два.
Педагог: Сколько букв в этом слове?
Дети: Четыре.
Педагог: Назовите первую букву, вторую, третью и четвёртую.
Педагог: Сколько гласных букв (Две.) Назовите их. (У,А.) Сколько согласных? (2.) Назовите их (Л,Н.). У вас на столе лежит листок в клетку. Нарисуйте схему этого слова и закрасьте каждый квадратик своим цветом.
Дети выполняют задание.
Педагог: Первый квадрат каким цветом выделили?
Дети: Синим, потому что звук Л твёрдый.
Педагог: Второй квадрат какого цвета?
Дети: Красного. Звук У-гласный.
Педагог: Третий квадрат какого цвета?
Дети: Синий квадрат, так как звук Н- твёрдый.
Педагог: Четвёртый квадрат каким цветом раскрасили?
Дети: Красным, так как звук А - гласный.
Педагог: Молодцы. Справились и с этим непростым заданием. Получаете ещё одну фишку.
Педагог отрывает пятый лепесток цветка: Жители улицы «Звукоградик» предлагают поиграть в игру
«Твёрдый-мягкий».
Я называю вам слово, вы отвечаете, какой первый звук в этом слове - твёрдый или мягкий.
Мишура (мягкий, заяц (твёрдый,лампа (твёрдый, лес (мягкий, белка (мягкий, зима (мягкий, репа (мягкий).
-Молодцы, справились с этим нелёгким заданием. Вот вам за это фишка.
Педагог отрывает шестой лепесток и предлагает поиграть детям в игру: «Скажи наоборот». Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово. Ребёнок, возвращает мяч, называет действие с противоположным значением, например: день-ночь и т. д.
-Молодцы, ребята, и с этим заданием тоже справились. Получаете за него ещё одну фишку. Давайте посчитаем, сколько же фишек вы получили? (6.)
-Осталось одно задание, у нас остался всего один лепесток.
Педагог предлагает детям написать любую букву, которую уже изучили, в снежинке, которая лежит у каждого ребёнка на столе и украсить ими ёлочку на доске.
Дети выполняют задание.
Педагог: Ребята, надо украсить макушку ёлочки. А так как это страна Грамматика, то и вместо звезды у неё будет буква, непростая, а согласная. Мы изучили уже несколько таких букв, выбирайте любую.
Например, дети выбрали букву М, педагог предлагает одному ребёнку найти её среди магнитных букв на доске и украсить ёлку.
Педагог: Ребята, давайте порадуем королеву Грамматику и ваших родителей и прочтём с этой буквой слоги. Каждый из вас написал на своей снежинке букву. Буква М и ваша буква - образуют слог, давайте попробуем ваши слоги прочитать. (МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т. д).После того, как дети прочитали слоги, они украшают своими снежинками ёлочку, педагог помогает.
-Вот вы и выполнили последнее задание, получите ещё одну фишку.
Сколько заданий было выполнено, как можно узнать? (Ответы детей.)
Дети: Всего 7 фишек. Значит, заданий было 7 и лепестков было 7.
Педагог: Всё верно. Семь лепестков было у цветика-семицветика, а значит, семь заданий вы выполнили верно. Семь фишек вы заработали. Вы справились. Вы - молодцы!
А нам надо возвращаться в Дом Творчества. Закрывайте свои глазки, покидаем нашу сказку. Открывайте свои глазки, вы теперь уже не в сказке.
Педагог: Мне понравилось путешествовать. А вам? Что вам понравилось в стране Грамматики? Вы хотите ещё в ней побывать? (Ответы детей).
Педагог: Наше путешествие в страну Грамматику закончилось, до новых встреч, дорогие друзья!