Виктория Царигородцева
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Невероятное приключение Фомы и Фоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить со звуком [Ф] и буквой Ф;
Задачи:
Образовательные
1. Учить выделять из слов на слух согласный звук [ф], узнавать графический образ звука [ф] – букву Ф, формировать навыки слогового чтения.
2. Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные; упражнять в определении места звука в словах.
Развивающие.
Развивать фонематическое восприятие, связную речь, логическое мышление; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
Воспитательные.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Невероятное приключение Фомы и Фоки“» размещена в разделах
Воспитывать отзывчивость и желание приходить на помощь.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация PowerPoint, зеркала, карандаши, карточки «Укажи место звука [ф]», картинки с изображением предметов со звуком [ф], фишки синего цвета, сундук, коробка с конфетами.
Ход НОД
Организационный момент
Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте пожелаем им доброго утра.
Утреннее приветствие
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Я очень рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться! (сели на стулья)
Вводная часть
- Ребята, к нам еще прибыли необычные гости. А кто, вы сейчас узнаете, отгадав загадку.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?Космонавт
Из ракеты появляются фигурки космонавта Фомки и его кота Фоки (на слайде).
Космонавта зовут Фома, а это его друг – кот Фока.
- Они путешествуют на звуколёте и помогают потерявшимся звукам вернуться на свою звезду. В их звуколет попал неизвестный звук, и из-за этого случилась поломка. Но в каком отсеке он находится, они не знают.
- Ребята, поможете космонавтам починить звуколет?
- Конечно, поможем (хором)
- Тогда проходите в звуколёт.
- Вот беда, мы не знаем как устроен звуколет. Как нам найти нужный отсек? Что нам для этого нужно?
-Нам необходим план звуколета с указанием маршрута движения. Мы будем на план смотреть и в отмеченных отсеках задания выполнять.
Отсек 1 КАБИНА УПРАВЛЕНИЯ
-Ребята, кот Фомка очень расстроился из-за поломки на звуколете. Он все время фыркает: «Ф-Ф-Ф»
-Как фыркает кот Фока?
-Как вы думаете, какой звук нам мешает продолжить полет? [ф]
Давайте попробуем его найти в звуколете и исправим все неполадки.
Давайте с вами вспомним, как зовут наших космонавтов. Есть ли в их именах звук Ф? Назовите еще раз имена.
А теперь возьмите зеркала в руки и произнесите звук Ф. Посмотрите, что происходит с нашим ртом при произношении этого звука.
Дети: (произносят многократно звук, смотрят в зеркало) – верхние зубы соприкасаются с нижней губой. Они и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу.
Вспомните, если во рту воздух встречает преграду, значит, мы произносим какой звук? согласный.
[ф] - согласный, твердый.
Как вы определили, что он твердый? При произношении мягкого звука, губы улыбаются. А при произношении твердого - не улыбаются.
Звук Ф показать на презентации.
- Ребята, вы нашли звук, который мешает космонавтам продолжить свой путь. Давайте вместе с нашими друзьями исправим неполадки в звуколете.
В какой следующий по порядку отсек мы с вами отправимся?
Отсек 2 ПРИБОРНЫЙ ОТСЕК
Игра «Поймай звук»
В полете нам потребуются предметы, но только те в названиях, которых есть звук Ф (шарф, фонарик, фотоаппарат, флаг, фрукты). Давайте найдем эти предметы и соберем их в космический сундук.
А теперь давайте проверим.
Отсек 3 Дидактическая игра «Укажи место звука»
А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находится звук [ф] – в начале, в середине или в конце слова.
Перед вами на столах лежат карточки. Рассмотрите их. На них изображены предметы и схемы под ними. Каждый про себя проговорите слово и закрасьте синим карандашом соответствующие клеточки на схеме, где слышитсязвук Ф.
Проверить на презентации.
- И с этим заданием справились! Идем дальше!
Космическая зарядка
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы стать космонавтами? Тогда со стульчиков сейчас встаем и на космическую зарядку мы идем. Фома и Фока, любят делать такую зарядку.
Физкультминутка «Космонавты»
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)
Отсек 4 Знакомство с буквой Ф.
Мы сегодня слушали и произносили звук [ф]. Этот звук обозначают буквой ЭФ (показывает слайд с изображением буквы Ф) Из каких элементов состоит буква? (из одной палочки и двух полукругов. Всего три элемента. На что похожа буква Ф? (Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, показывает картинки-символы и читает стихи:
– Филин, два огромных глаза, Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ от сказки.
– Федя ходит – руки в боки, значит, выучил уроки.
Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
А давайте из фишек выложим букву Ф (группами). А почему фишки синего цвета?
-Замечательно!
Отсек 5 Чтение слогов
В этом отсеке мы будем правильно читать, говорить, не отставать.
Звуку Ф очень хочется петь. Вы же понимаете, что звук Ф сам петь не может. Он согласен петь с гласными звуками. Давайте мы с вами превратимся в хор певцов и будем петь, дружить звуки. Вместе: А,Ф; О,Ф; У. Ф; Ф,О;Ф,А; Ф,Ы.
Заключительная часть
-Ребята, вы помогли исправить все неполадки, которые создавал звук Ф. Я предлагаю этот звук отправить на звезду к его друзьям звукам. А вот на какую звезду, вы должны сами определить. У нас есть три звезды. Как вы думаете, где живут друзья звука Ф? на синей
- Почему? Потому что звук Ф - согласный, твердый.
- Твердость, каким цветом обозначается? Синим
- «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?»
- «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»
- Фома благодарит вас за то, что вы ему помогли. По очереди подходите и конфету «космическую» получите.
- Ребята, спасибо вам за активную работу! Вы сегодня замечательно справились с заданиями! Скажите всем гостям до свидания.
Дети расходятся по группе.