Татьяна Кривчикова
«Звук [Г], [Г» ] и буква «Г». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-развивающие:
Познакомить со звуками Г, ГЬ, с графическим обозначением звуков - буквой Г;
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия, общей и мелкой моторики.
Образовательные:
Формировать умение давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
Способствовать умению давать сравнительную характеристику звуков [г] и [г’]).
Воспитательные:
воспитывать потребность детей к правильной речи.
воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность и уважительное отношение к труду людей.
Темочки:
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: картинки со звуком Г, зеркала, конверты с элементами буквы Г, фасоль
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
I. Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).
Учитель-логопед: - Здравствуйте ребята. Сегодня на занятие я пришла к вам не одна, а вот с этими сказочными героями (показывает гномов, вы их узнали, кто это? (ответы детей) Правильно, это гномы, одного зовут Гога, а второго Гена. Сегодня Гога и Гена помогут нам познакомиться с новыми звуками и буквой, это звуки [г] и [г’] и буквой Г. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- В каких домиках живут гласные звуки? (только в красных) В каких домиках живут согласные звуки? (твёрдые согласные в синих домиках, мягкие согласные в зелёных).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Наши гости пришли не с пустыми руками, у Гоги в руках гармонь, а у Гены гитара.
II. Основная часть
1. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Учитель-логопед: -Давайте вместе с вами произнесём слова Гога, гармонь. Какой первый звук вы слышите в этих словах? Звук [г].
Поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [г], обратите внимание, в каком положении у вас находятся губы, зубы и кончик языка (губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.).
Проговаривание хором и индивидуально 3 детей.
Учитель-логопед: - Ребята, с помощью чего произносится звук [г]? (зубов, языка). Звук гласный или согласный? (согласный).
- Твердый звук или мягкий? (твердый).
Поставьте руку на горлышко и произнесите звук [г]. Вы должны почувствовать, как ваше горло дребезжит. Голосовые связки работают, горло дребезжит. Есть голос.
- Звук глухой или звонкий? (звонкий).
Учитель-логопед: - А теперь скажем слова Гена, гитара. Какой здесь слышим первый звук? Звук [г’].
Произнесите звук [г’], обратите внимание, в каком положении у вас теперь находятся губы, зубы и кончик языка (кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба).
Проговаривание хором и индивидуально 2-3 детей.
Поставьте руку на горлышко и произнесите звук [г’] .Горло дребезжит, голосовые связки работают, есть голос.
Учитель-логопед: - А сейчас мы с вами охарактеризуем звуки [г] и [г’]по схеме (учитель-логопед демонстрирует схему):
Звук [г] - согласный, твердый, звонкий, обозначается синим кругом;
Звук [г’] - согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым кругом.
3. Развитие фонематического слуха.
Работа со звуковыми фонариками (синий, зеленый)
Учитель-логопед: - Сейчас я проверю, какой у вас слух. Я буду произносить различные звуки, когда вы услышите звук [г] – поднимайте фонарик синего цвета, а когда услышите звук [г’] – поднимайте фонарик зеленого цвета.
[а], [г’], [м], [г] ,[н’], [г’], [о], [в], [г], [п], [т’], [г’]
4. Учитель-логопед: - Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Слушайте внимательно и все движения повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали
Левой ручкою носок,
Правой ручкой потолок.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покрутились
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения)
5. Знакомство с буквой Г.
Учитель-логопед: - Звуки [г] и [г’]обозначаются буквой Г.
Рассмотрите, пожалуйста, букву Г (учитель-логопед демонстрирует картинку с буквой Г). Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки). На что похожа эта буква? (на кочергу)
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Учитель-логопед: - А сейчас давайте возьмём фасоль и выложим букву Г (дети выкладывают из фасоли букву Г).
6. Закрепление образа новой буквы.
Игра «Собери букву» (четыре конверта, в каждом разрезанная на несколько частей буква Г)
Учитель-логопед: - Посмотрите! Для нас Гога и Гена приготовили сюрприз. Заглянем в конверты. А здесь какие-то кусочки? Как вы думаете, что это? Дети делятся на четыре группы и собирают буквы.
7. Учитель-логопед: Наши гномы хотят поиграть с вами в прятки. Нам нужно выбрать, кто будет прятать гнома по считалке
«Г» в начале слышится
В словах: гитара, гусеница,
Гранат, графин и граммофон.
Кто не услышал, выйди вон.
Галка, галстук, горностай –
Из круга мигом выбегай. (Новоторцева Н. с. 36)
- Для игры вам всем необходимо выйти в круг
Игра в кругу. У всех детей руки за спиной, водящий проходит за кругом и дает одному ребенку в руки игрушку - гнома. Остальные дети отгадывают у кого в руках гном.
Учитель-логопед:- Молодцы, ребята, присаживайтесь за столы. (Напоминание о правильной осанке).
8. Чтение слоговой таблицы
Чтение букв А О У Ы Э
Чтение слогов с Г ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ
9. Автоматизация звука в словах.
Учитель-логопед: Выполните звуковой анализ слова гном и составьте звуковую схему. Назовите гласный звук с в слове гном [о].
Сколько гласных звуков в слове? Следовательно, сколько слогов в слове? (один). Сколько гласных - столько и слогов.
Назовите звуки в слове по порядку. [г], [н], [о],[м].
Сколько всего звуков в слове? (четыре звука).
Из четырех звуков один гласный. Сколько согласных звуков в слове гном? (три согласных). Составление звуковой схемы в рабочих в тетрадях.
Проверка по образцу
10. Речевые игры.
a) Игра «Скажи наоборот»
Учитель-логопед: - Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило - во всех словах первый звук [г]:
Тихо – громко;
Веселый – грустный;
Сладкое – горькое;
Чистая – грязная;
Шершавый – гладкий;
Нежное - грубое.
b) 2) Игра «Закончи предложение»
Учитель-логопед: - Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].
У Гали голубые … (глаза).
На клумбе выросли … (гвоздики).
Гончар вылепил из глины …. (горшок)
Гром гремит во время … (грозы).
На лугу гогочут … (гуси).
III. Итог
Учитель-логопед: Ну что, ребята, вот и подошло к концу наше занятие. С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? (звуки [г] и [г’] и буква Г). Чему вы сегодня научились? (Сегодня мы научились различать звуки [г] и [г’]). Что больше понравилось? Что было трудно?