Светлана Фокина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «В гостях у Жужи-Буквоежки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с твёрдыми звуками родного языка
• Дать определение звукам «Ж» и «Ш» - всегда твёрдые согласные
• Учить придумывать слова на звуки «Ж» и «Ш» и находить их в начале, середине и конце слова.
• Закреплять умение детей составлять предложения по предложенной схеме и по картинкам
• (предложения из 3 слов)
• Закреплять умения детей называть слова-антонимы.
• Закреплять умения детей подбирать к существительным прилагательные.
• Закреплять умения детей подбирать парные звуки.
Материал к занятию:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, „В гостях у Жужи-Буквоежки“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
мягкая игрушка неопределённого вида Жужа- Буквоежка, фланелеграф, карточки – красные, синие, зелёные по количеству детей. Карточки со словами, где пропущена одна буква - каранда, шала, малы, голы, ланды, крепы (на липучке, пропущенные буквы тоже на липучке, 6 букв «Ш» на липучке, сюжетные картинки по количеству детей, картинки для звукового анализа слов
(можно парные, магнитофон с записью песенки «Вперёд 4 шага»
Ход занятия:
[/b]
Дети сидят за столами. На ковре разбросаны слова, где пропущена одна буква.
Воспитатель: Ребята, сегодня с вами мы отправимся в страну «Волшебных слов». Но сначала ответьте мне, из чего состоят слова? (из звуков) А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и читаем) А какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какими бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы обозначаем твёрдые согласные (синим) А мягкие согласные? (зелёным) А гласные звуки? (красным)
Но на чём же мы отправимся с вами в страну «Волшебных слов»? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ответ: Ракета)
Правильно, ракета. А чтобы запустить мотор, вы должны правильно определить звуки – какие они, мягкие или твёрдые согласные, а может гласные. Когда я назову какой-нибудь звук, вы должны поднять карточку с нужным цветом. Положите карточки перед собой. Приготовились?
Б, З, Д, ТЬ, В, БЬ,ГЬ, С, ДЬ…
Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие, и что вы не потеряетесь в этой чудесной стране. Сели в ракету (руки домиком), заводим мотор (РРРРРРР, полетели
(УУУУУУ, приземлились (ФФФФФФ). Выходим ребята из ракеты и встаём на край поляны (ковра). Странно, смотрите, а на поляне не цветы растут, а карточки какие-то со словами, да ещё странные какие-то, вроде букв не хватает. Кто-то здесь нахулиганил! Кто же это, отзовись, выйди к нам и покажись! (идёт за ширму, берёт игрушку ЖУЖУ БУКВОЕЖКУ).
Ж.Б. : Это я!
Воспитатель: Ты кто?
Ж. Б. : Я Жужа! А ещё меня зовут Буквоежка, потому что я очень люблю кушать разные буковки. Они такие вкусные!
Воспитатель: И сегодня ты решила пообедать…
Ж. Б.: Тихо, пусть ребята отгадают, какие буковки я сегодня скушала.
Воспитатель: Ну, хорошо, (берёт первую карточку со словом «каранда…» и помещает её на фланелеграф) Как вы думаете, какой буквы здесь не хватает? (Ш, правильно, давайте прочитаем слово. Где стоит звук «Ш» - в начале, середине, или конце слова? (в конце) Следующее слово …
(аналогично вставляет звук «Ш» во все слова)
Ну вот, Жужа и порядок!
Ж.Б. А давайте поиграем! Я буду называть вам слова, а вы будете отгадывать где спрятался звук «Ш» Только вы мне помогайте, с места выкрикивать не надо, а кого назовёт … кстати вас как зовут? (Светлана Васильевна, тот и отвечает. Договорились?
ШАПКА, КОШКА, ШУБА, МЫШЬ, ШАР, ЛОШАДКА, ШЕРСТЬ.
Ух, какие молодцы! А давайте сейчас я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите- какой звук чаще всего в нём встречается.
Мышонку мама-мышка шептала: «Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь… Ты маме шить мешаешь!
А я, — шептала мышка, — подушку шью малышке.
В подушке не пушинки, а шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко и спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь — во сне увидеть сможешь
То, что шепнет на ушко волшебная подушка».
Какой звук чаще всего встречается этом стихотворении? (звук «Ш») Правильно!
Воспитатель: Что-то у тебя Жужа, все загадки про звук «Ш» !
Ж.Б. А мне нравится этот звук - шипишь его в удовольствие…
Воспитатель: А ты знаешь Жужа какой это звук?
Ж. Б. : Какой, какой – вкусный!
Воспитатель: Я не про это! Он гласный или согласный?
Ж.Б: Не знаю!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой звук «Ш» - гласный или согласный? (ответы) Правильно, конечно согласный, потому что его нельзя пропеть, и во рту мешает язычок. А вот какой согласный, знаете? Звук «Ш»- всегда твёрдый согласный! Запомните! И ты Жужа запомни!
Ж.Б. Хорошо, звук «Ш» всегда твёрдый согласный!
Воспитатель: А теперь я загадаю тебе, Жужа, загадку, а ты отгадай.
Жу-жу-жу, я на ветке сижу.
Я на ветке сижу, букву Ж всегда твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук)
(Ж. Б. отгадывает с помощью детей)
Жужа, а какой звук чаще всего встречается в этой загадке? (раздумывает)
Как вы думаете, ребята? (звук «Ж») Правильно! Звук «Ж» как и звук «Ш» тоже всегда твёрдый согласный! Запомнили ребята? (спрашивает 3-4 детей какой звук и как он обозначается)
Придумайте мне слова на звук «Ж». (жаба, жираф, журавль и т. д.)
Жужа, а ты умеешь играть в игру «Назови наоборот»? (нет, здесь со мной никто не играет) Тогда посиди и посмотри как ребята будут играть, а когда научишься, то мы и с тобой поиграем!
Проводится игра «Назови наоборот» (слова – антонимы)
Ж. Б. Ой, я поняла! Я теперь тоже смогу с вами поиграть! Вы ведь придёте ко мне ещё?
Воспитатель: Конечно придём! А хочешь мы тебя ещё одной игре научим? (Конечно хочу) Игра называется «Подбери словечко»
Игра «Подбери словечк
о»[/b]
(называем слова прилагательные к существительным)
• Мама какая? (добрая, ласковая, любимая, хорошая)- можно один и тот же вопрос нескольким детям
• Солнце какое?
• Море какое? И т. д.
Молодцы ребята! А сейчас давайте сядем за столы! И ты, Жужа,садись вместе с нами.
Скажите мне пожалуйста – что обозначает эта схема? (на доске Схема предложения из 3 слов) (ответы детей)
• Из чего состоит предложение? (из слов)
• Сколько слов в этом предложении? (три)
• Что это на палочка вертикальная в начале предложения? Что она обозначает? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы)
• А в конце предложения? (ставится точка)
Молодцы, я сейчас вам раздам карточки, а вы по картинкам составьте предложения из 3 слов, придерживаясь этой схемы. (раздаёт всем и Жуже)
Ж.Б. Я придумала! (говорит своё предложение)
Молодец Жужа! А вы ребята придумали? (ответы детей)
Физкультминутка под музыку «Вперёд 4 ша
га»[/b]
Жужа: Светлана Васильевна, а у меня тоже есть карточки с картинками, только там нарисованы какие-то клеточки, я ничего не понимаю.
Воспитатель: Ну, давай, покажи свои карточки (достаёт из-за ширмы карточки для звукового анализа слов - разные)
Ну, Жужа, это нам знакомо, правда ребята? Давайте научим Жужу разбирать слова по звукам)
(воспитатель раздаёт всем карточки и дети садятся за столы)
Напоминаю, гласные звуки обозначаются красным цветом, значит в нужной клеточке мы положим красную фишку, согласные твёрдые звуки- синим, мягкие согласные – зелёным. Будьте внимательны.
(дети работают за столами) воспитатель проверяет, хвалит детей. Затем прощается с Жужей -Буквоежкой, обещает вернуться ещё и поиграть, Жужа обещает тоже придумать новые игры для детей.
Воспитатель предлагает вернуться в детский сад (так же на ракете)
В конце спрашивает - понравилось ли детям путешествие в страну «Волшебных слов» Что они нового узнали? (Про звуки «ж» и «ш» - всегда твёрдые) Хвалит детей.
Конец.