Виктория Сухорукова
«Цветик-семицветик». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «Цветик - Семицветик»
Задачи: формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твёрдый согласный, мягкий согласный). Правильно определять ударный звук. Упражнять в составлении предложений по схеме из 3 слов. Формировать умение делить слова на слоги. Упражнять детей в нахождении заданного звука в слове и интонационном его выделении, в определении количестве звуков в словах. Воспитывать умение решать совместные задачи.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- 1 задание «Составь предложение по схеме со словом белка (3 слова)»
- 2 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова «лиса»
- 3 ФИЗМИНУТКА
- 4 задание «Игра Звуковые домики»
- 5 задание «Подели слова на слоги и определи их количество»
- 6 задание «Где прячется звук?»»
- 7 задание игра «Правда, ли?»
Ход НОД:
Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами много читаем книг. А давайте вспомним, в какой чудесной истории, девочка нашла волшебный цветок, который исполняет желания?
Дети: «Цветик - семицветик».
Воспитатель: У нашего цветика – семицветика, не простые лепестки, на каждом лепестке есть задания. Но все лепестки разлетелись, и мы должны собрать наш цветик – семицветик, выполнив правильно все задания.
Воспитатель: Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да).
Воспитатель: Ты лети лепесток, через запад на восток. Лишь коснёшься ты руки, нам задания вели. Я приглашаю вас на свои места. (Дети сидят полукругом на стульях, задание на мольберте). 1. Задание «Составь предложение по схеме». Послушайте загадку: Кто с высоких темных сосен, В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек, Промелькнул, как огонек? (Белка)
Воспитатель: Составьте по схеме, предложения про белку. (Воспитатель выкладывает схему на доске, а дети по ней составляют предложение).
Воспитатель: Скажите сколько в этом предложении должно быть слов?
Дети: В предложении - 3слова.
Воспитатель: Составьте предложение по заданной схеме.
Воспитатель: Назови первое слово, второе, третье. Ребята, посмотрите и скажите, правильно составил предложение Артём? Артём сколько должно быть слов в предложении?
Воспитатель: Молодцы. Воспитатель: А сейчас составьте предложение, но слово белка должно стоять в конце предложения.
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием и получаете красный лепесток. Сходи Артем посади наш лепесток.
Воспитатель: Ты лети лепесток, через запад на восток. Лишь коснёшься ты руки, нам задания вели. Давайте пройдём с вами за столы. 2. Задание. Звуковой анализ слов: Послушайте загадку: Чья в кустах мелькает шубка,
Рыжий хвост пушистый жутко,
Не пчела и не оса, А хитрющая.
Воспитатель: Правильно, это лиса. А сейчас я вам предлагаю выполнить звуковой анализ этого слова. Для этого у вас на столах лежат карточки и фишки. Итак, приступаем к звуковому анализу слова «лиса» (один ребёнок у доски).
Воспитатель: Прочитай Илья слово так, чтоб хорошо был слышен первый звук. Тянем первый звук льльльльиса. Воспитатель: Назови Тася, первый звук? Дети: Первый звук ль. Воспитатель: Ярик, какой он? Дети: Он мягкий согласный. Воспитатель: Данил, каким цветом мы его обозначим на нашей схеме? Дети: Зелёной фишкой. Воспитатель: Читаем слово, выделяем второй звук лииииса. Воспитатель: Арина, назови второй звук? Дети: Второй звук и. Воспитатель: Артём, какой он? Дети: Он гласный. Воспитатель: Варя, каким цветом мы его обозначим на нашей схеме? Дети: Красной фишкой. Воспитатель: Читаем слово, тянем третий звук лиссса. Воспитатель: Василёк, назови его. Дети: Третий звук с. Воспитатель: Илья, охарактеризуй его. Дети: Он твердый согласный, обозначаем синей фишкой. Воспитатель: Читаем слово, выделяем четвёртый звук лисаааа. Воспитатель: Ариша, назови четвёртый звук в слове? Дети: Четвёртый звук а. Воспитатель: Илья, какой это звук? Дети: Он гласный. Обозначаем красной фишкой. Воспитатель: Прочитаем вместе слово по схеме, на какой звук падает ударение? (читают). Дети: Ударение падает на звук ааа. Воспитатель: Значит, какой это звук? Дети: Звук а, ударный. Воспитатель: Сколько звуков в слове лиса? Дети: В слове лиса четыре звука. Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились со вторым заданием, и получаете оранжевый лепесток. Сходи Илья посади наш лепесток. Воспитатель: Ты лети лепесток, через запад на восток. Лишь коснёшься ты руки, нам задания вели. 3. Задание. Физкультминутка: «Звериная зарядка» (видео). Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием, и получаете жёлтый лепесток. Арина, сходи посади наш лепесток. Воспитатель: Ты лети лепесток, через запад на восток. Лишь коснёшься ты руки, нам задания вели. 4. Задание «Игра Звуковые домики». Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам, подойти к столу, и взять по одной картинке. Вам нужно животных поселить в свой домик. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове (на столах лежат картинки с животными, и домики с окошками на 3 и на 4 звука, дети берут по одной картинке и по домику и ищут себе пару домик чтобы поселить своё животное). Воспитатель: Ярик, почему ты встал с Игорем? Дети: Потому - что в этом доме три окна, и в слове тоже три звука. Воспитатель: Произнеси слово (сом). Воспитатель: Саша, почему ты выбрала Илью? Дети: Потому - что в этом домике четыре окна, и в слове четыре звука. Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились, и получаете зелёный лепесток. Варя, сходи посади наш лепесток. Воспитатель: Ты лети лепесток, через запад на восток. Лишь коснёшься ты руки, нам задания вели. 5. Задание «Подели слова на слоги и определи их количество». Воспитатель: А сейчас, я буду показывать вам картинки, а вы должны сказать, сколько слогов в этом слове: (коза, кот, корова, слон, зебра, волк). (Воспитатель показывает картинки, один ребёнок делит слово на слоги хлопками, и подбородкам, а другой считает, сколько слогов в заданном слове).
Воспитатель. Молодцы. И с этим заданием вы справились, и получаете голубой лепесток. Данил, сходи посади наш лепесток.
Воспитатель: Ты лети лепесток, через запад на восток. Лишь коснёшься ты руки, нам задания вели.
6. Задание: «Где прячется звук?» (задание выполняется сидя на ковре) Отгадайте-ка, ребятки, Мои трудные загадки.
Воспитатель: Мы с вами должны отгадать загадки и определить, где живет в этих отгадках звук «К» : в начале, или в конце слова? (Воспитатель читает загадки, дети сидят на ковре, полукругом и отгадывают).
Воспитатель: Первая загадка: - Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьет, Ну конечно это – … (Кот) Воспитатель: Где в слове кот живет звук (к? Дети: Звук «К» живёт в начале слова. Воспитатель: Произнеси слово, чтобы был слышен первый звук. Дети: Ккккот. Воспитатель: Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый (Волк)
Воспитатель: Где в этом слове живет звук [к]? Дети: Звук «К» живёт в конце слова. Воспитатель: Скажи слово, так чтобы был слышен последний звук. Дети: Волкккк. Воспитатель. Молодцы. И с этим заданием вы справились, и получаете синий лепесток. Алиса, сходи посади наш лепесток. Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем все ли лепестки мы собрали? (дети считают, всего 6 лепестков).Значит ещё одно задание, полетели… Воспитатель: Ты лети лепесток, через запад на восток. Лишь коснёшься ты руки, нам задания вели. 7. Задание: Игра «Правда ли, что?» (проводится стоя) Воспитатель: Звуки бывают гласными? Дети: Да. Воспитатель: Звуки мы видим? Дети: Нет. Воспитатель: Звуки, бывают железными? Дети: Нет. Воспитатель: Гласные звуки можно петь? Дети: Да. Воспитатель: Слова состоят из звуков? Дети: Да. Воспитатель: Звуки бывают согласными? Дети: Да. Воспитатель: Звуки бывают мягкими и твёрдыми? Дети: Да. Воспитатель: Предложения состоят из звуков? Дети: Нет. Воспитатель: Молодцы. И с этим заданием вы справились, и получаете Воспитатель: Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями,
и собрали все лепесточки нашего Цветика - семицветика. Вы очень хорошо все поработали, и я хочу вас всех угостить цветными карамельками.
В ходе занятия дети, составляли предложения из трех слов, называли первое слово, второе слово, третье слово. Сначала составляли свои предложения, а потом задание усложнилось, надо было составить предложение, но чтобы слово белка стояло в конце слова.
На задание звуковой анализ слово, дети давали характеристику каждому звуку и выделяли ударный звук,
В дидактической игре «Звуковые домики», дети закрепляли умение подбирать и называть картинки на количество звуков, в соответствии окошек в домике, определять позицию заданного звука в слове.
Также дети с помощью различных приёмов делили слова на слоги (хлопками и с помощью подбородка, и определяли, где находится заданный звук в слове (в начале или в конце).
Итоговым задание было подвести усвоению всего пройденного материала. Дети смело отвечали на вопросы да или нет, тем самым показав, что материал детьми усвоен.
По теме был подготовлен демонстративный и раздаточный материал. Была индивидуальная работа, работа в паре. Подобрала методы и приёмы, необходимые для изучения намеченного программного материала, продумала структуру и ход занятия.