Татьяна Васильева
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте «Такие разные игрушки» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Такие разные игрушки»
Возраст детей:
5-6 лет
Цель:
Расширять представления детей об игрушках и многообразии материалов, из которых они сделаны.
Образовательные задачи:
• обогащать знания детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества;
• побуждать правильно подбирать определения (прилагательные) к игрушкам из разного материала;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте „Такие разные игрушки“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
• выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения;
• учить логически мыслить и отвечать на поставленные задачи содержательными и развернутыми ответами;
• побуждать потребность детей к экспериментированию;
Развивающие задачи:
• развивать речь детей, обогащать и расширять детский словарный запас;
• развивать мышление, память, внимание посредством дидактических игр;
• развивать познавательный интерес, потребность в познании культурно-исторических ценностей народа посредством ознакомления с изготовлением игрушек в древности;
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к истории, народным промыслам нашей Родины;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга.
• формировать у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
Активный словарь:
старинные, народные, соломенные, тряпичные, глиняные, металлические, деревянные, пластиковые, пластмассовые, бумажные, стеклянные, меховые игрушки; «кликать»по экрану.
Пассивный словарь:
оберег, полая, эскперемент, виртуально, синтепон, плюшевая, интерактивная доска, оценка.
Методические приёмы:
Словесные: указания, поощрения, вопросы к детям, повторения, хоровые и индивидуальные ответы детей, беседа, прослушивание стихотворений.
Наглядные: показ и рассматривание картинок, игрушки.
Практические: эксперимент с водой, использование мультимедийных заданий, здоровьесберегающие упражнения.
Оборудование:
игрушки из разного материала, картинки с изображением игрушек разных эпох, аквариум, компьютер, интерактивная доска.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
-Здравствуйте, ребята. Наше занятие я хочу начать с чтения известных детских стихотворений. Если они вам знакомы, то вы можете читать их вместе со мной.
(читаю несколько стихотворений А. Барто)
БЫЧОК
Идёт бычок качается,
вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка,-
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
ЛОШАДКА
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
-Прекрасно, что вам знакомы эти замечательные стихи.
- А кто знает, как они называются? Эти стихи объединены одним название – «Игрушки». Их написала известная детская поэтесса Агния Львовна Барто. И я не случайно начала наше занятие с них, потому что мы сегодня будем говорить об игрушках.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
(Подходим к доске. На ней иллюстрации разных видов игрушек)
Беседа «История игрушек»
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному в качестве оберегов: считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов. Они изготавливались в форме различных животных: утки, лошади или свиньи, как эмблемы покровительства детям. Их делали полыми, а внутрь помещали камешки или шарики.
В Древнем Египте были популярны фигурки животных, сделанных из дерева. Там же в Египте были найдены первые куклы. Куклы для игр изготавливались из глины и дерева, а руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок и часто были подвижны.
В средние века основным местом производства игрушек стал Нюрнберг, город в Германии. Помимо места изготовления этот город также являлся и игрушечным рынком всего мира.
А в России был очень развит народный промысел.
-Посмотрите из чего сделаны эти старинные куклы? (из соломы, из ткани, тряпочек)
-Значит они какие (соломенные, тряпичные).
В деревнях люди плели игрушки из соломы, шили тряпичные куклы, мастерили игрушки из дерева и изготавливали их из глины.
-Что эта за известная русская игрушка, которую знает весь мир? (матрёшка)
-Из чего её изготавливали? (из дерева)
-Значит она какая? (деревянная)
И у каждой области страны была своя работы. Так появилась Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская и многие другие игрушки.
С каждым десятилетием игрушки начали становиться все красивее, ярче. В 50-х годах прошлого века в нашей стране в моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и, конечно же, солдатики.
-Посмотрите, этими игрушками играли ваши бабушки и дедушки. Как вы думаете, из чего они сделаны? (железные солдатики, плюшевый медведь) А дальше уже советская мультипликация становятся источником для новых персонажей.
-Вам знакомы эти герои? (Винни Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена).
-Из какого материала изготовлены эти игрушки (из резины, меха, ваты)
-Значит они какие? (резиновые, мягкие, меховые)
Сегодня наряду с уже перечисленными героями, появляются многочисленные зарубежные персонажи.
-Кто это? (Барби и черепашки Ниндзя, Человек-паук, феи Винкс и бакуганы). Это ваши современные игрушки, которыми вы играете сейчас.
Вот мы с вами увидели, как изменялись игрушки на протяжении многих веков: менялся материал, из которого они создавались, менялась форма и внешний вид, игрушки становились ярче, красочнее, интереснее, удобнее. Но, несмотря на все трансформации, которые произошли с ними, их назначение осталось неизменным - все они призваны для того, чтобы помогать детям развиваться и учиться.
(дети подходят к полке, на которой расставлены игрушки)
-Теперь я прошу подойти к полке с нашими современными игрушками. Давайте посмотрим какие они разные и расскажем, из чего они сделаны?
-Полина, возьми понравившуюся тебе игрушку и попробуй определить из чего она сделана?
-Значит она какая?
(ребёнок берет игрушку, ощупывает её и называет какая она- резиновая, меховая, пластмассовая, железная, деревянная, пластиковая)
-Молодцы, вы быстро и правильно справились с заданием. А теперь скажите мне, вы любите купаться в ванне? И часто бывает так, что нам хочется взять с собой какую-нибудь игрушку. Но вот возникает вопрос, всякую ли игрушку можно взять с собой в воду? Я предлагаю вам провести эксперимент и выяснить игрушками из какого материала можно играть в воде.
(Дети подходят к столу, образуя полукруг. На столе игрушки, небольшой аквариум с водой.)
- Ребята, как вы думаете, если положить деревянную матрёшку в воду, что с ней произойдёт? (ответы детей)
-Почему вы так считаете? (Дерево не тонет и деревянные предметы не утонут)
-А что будет делать матрёшка? (Держаться на поверхности воды, плавать) Сейчас мы это проверим. Ваня, опусти матрёшку в воду.
(Опускает деревянную матрёшку в воду. Все наблюдают за игрушкой.)
-Вы оказались правы, она не утонула.
-Никита, возьми другую игрушку. (кубик)
-Из чего он сделан (из пластмассы)
-Значит он какой (пластмассовый)
-Как ты думаешь, что произойдёт с пластмассовой игрушкой в воде?
-Почему (Он пластмассовый, а внутри воздух, поэтому он очень легкий.)
(Ребёнок опускает пластмассовый кубик в воду. Все наблюдают за кубиком.)
-Какая еще из этих игрушек не утонет, как вы думаете? (Резиновый пингвинёнок)
-Почему вы так считаете (Он легкий, потому что он сделан из резины и внутри тоже есть воздух.) Сейчас проверим.
(Ребёнок опускает игрушку в воду. Все наблюдают за пингвинёнком.)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
-А какие игрушки утонут в воде? (Металлическая машинка)
-Почему (она тяжелая)
(проверяем ответы опытным путём)
-Вот теперь мы знаем, игрушки из какого материала можно брать с собой купаться в ванную. Повторите, какие это игрушки (деревянные, пластмассовые, резиновые)
Физминутка «Игрушки» (изображаем игрушки)
Скачет конь наш, цок-цок-цок, (скачут как лошадки)
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой,
Своей ручкой помаши.
Вот как кружится волчок – (кружатся,
Прожужжал и на пол лег.
Самолет летит, летит (руки в стороны).
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь мы все матрешки (хлопают в ладоши,
Громко хлопаем в ладошки.
-Ребята, вы прекрасно помогаете мне на занятии, и теперь, я предлагаю поиграть вам с игрушками «виртуально», вы знаете как это? Это значит не
по- настоящему, а с помощь компьютера и интерактивной доски.
(дети проходят к стульчикам у интерактивной доски)
Работа с интерактивной доской
-Теперь, когда вы так много знаете об игрушках, вы легко можете справиться с моим заданием. Из каждого слайда нужно убрать лишнюю игрушку, «кликнуть» по ней, и объяснить, почему она лишняя
(дети по очереди подходят к доске, объясняют, почему нужно убрать ту или иную игрушку и дотрагиваются рукой – игрушка исчезает с экрана)
Игра «Четвёртая лишняя»
1. мягкие – железная
2. деревянные - пластмассовая
3. соломенные – железная
4. бумажные – стеклянная
5. ёлочные - конструктор (сборная)
6. игрушки для девочек - для мальчиков
7. пластмассовые (музыкальные) - мягкая
8. погремушки (пластмассовые) – мягкая
9. кострюля - это не игрушка
-Молодцы, правильно выполнили все мои задания. Наше занятие подходит к концу. И на прощание я хочу прочитать вам стихотворение Бориса Владимировича Заходера «Песня игрушек»
-Как нужно относиться к игрушкам? (беречь, не ломать, не бросать). Правильно, дети, ведь игрушки это ваши самые первые друзья.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-Что понравилось вам сегодня?
-Меня порадовала ваша работа на занятии. Но я не буду говорит, кто и как сегодня работал. Я хочу, чтобы вы оценили себя сами.
Я приготовила мячики разного цвета, вам нужно выбрать только один.
Если вы считаете, что правильно выполняли все мои задания, верно отвечали на вопросы, вам было не сложно и интересно – то возьмите мячик красного цвета.
Если в ваших ответах встречались небольшие ошибки или вы испытали затруднения при выполнении заданий – то возьмите зелёный мяч.
Если же вам было скучно на моём занятии и вы не знали ответа на мои вопросы – то возьмите синий мячик.
-Почему некоторые из вас взяли зелёные мячики? (Потому что ошибались).
Не расстраивайтесь, на следующих занятиях вы узнаете ещё много нового и у вас всё получится. До свидания, ребята, до новых встреч.