Раноджан Очилова
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по обучению детей грамоте в старшей группе
Воспитатель: Очилова Раноджан Файзулаевна
Программное содержание :
Продолжать обучение звуковому анализу слова;
Познакомить детей со звуками, которые делятся на гласные и согласные, а согласные: на твердые и мягкие.
Демонстрационный материал:
Публикация «Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе» размещена в разделах
Картины-схемы слов; луна, лиса.
Красные, синие, зеленые, серые фишки по четыре штуки, указка, интерактивная доска.
Раздаточный материал:
Картинки-схемы слов; луна, лиса.
Красные, зеленые, синие, серые фишки по четыре штучки на каждого.
Ход занятий:
Вводная часть:
Игра отгадай загадку
Звуковой анализ слова – луна
Воспитатель предлагает посмотреть на картинки-схемы и спрашивает: «Что там изображено?»
Основная часть:
Воспитатель: предлагает произнести слово «Луна», так чтобы все хорошо услышали в слове первый звук, и задает вопрос:
«Какой первый звук в слове?» - [Л]
«Что мешает во рту, когда мы произносим звук [Л]» - язычок.
Дети вместе с воспитателем обозначают звук [Л] серой фишкой.
Воспитатель произносит слово «Луна» с интонационным выделением звука «У» синхронно ведя указкой под схемой-слова, и задаё т следующий вопрос:
«Какой второй звук в слове, Луна?» - дети произносят звук [У]
«Какой это звук?» - дети говорят гласный.
«Как вы узнали?» - дети отвечают – «Когда мы произносим звук [У], во рту ничего не мешает, голос идет свободно»
«Какой фишкой обозначим гласный звук?» - дети отвечают:«Красной» - и выполняют задание.
Воспитатель предлагает послушать, какой третий звук в слове «Луна» и произносит слово, с интонационным выделением, звука [Н] синхронно ведя указкой под схемой слова.
Дети называют звук и говорят «Что при произношении этого звука мешает язычок»- обозначают серой фишкой.
Воспитатель, ведя указкой под схемой слова и задерживая ее под четвертой буквой, и произносит слово «Луна» с интонационным выделением последнего звука.
И задает следующий вопрос:
«Какой четвертый звук в слове луна?» - дети отвечают: «Звук [А], гласный, во рту ничто не мешает его произносить» - и обозначают звук [А] красной фишкой.
Вызванные к интер. доске дети читают слово, указкой.
Звуковой анализ слова «Лиса»
Воспитатель предлагает произнести слово так, что бы все хорошо услышали первый звук «Ллиса» читает ребенок с указкой у доски: «Что мешает произнести этот звук?» - задает воспитатель вопрос, ребенок отвечает: «Язычок». Ребенок у доски и дети на местах обозначают на схемах звук [Л] серой фишкой.
Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения звука в слове «Лиса».
С указкой он читает слово, интонационно выделяя звук [И], и называет его, отмечает, что это гласные звук, а дети, сидящие за столами обозначают этот звук красной фишкой.
Следующий ребенок определяет третий звук в слове «Лиса». Он читает слово, интонационно выделяя звук «С», синхронно ведя указкой, под схемой звукового состава слова, называет третий звук. Объясняя, что для произнесения звука [С] мешает язычок и зубы. Дети, сидящие за столами обозначают звук серой фишкой. И наконец, четвертый звук [А] называет и отмечает, что это звук гласный и обозначается красной фишкой. Воспитатель предлагает положить рядом картинки луны и лисы, и задет вопрос: «Какой первый звук в слове «Лиса» и «Луна»?» - дети отвечают – [Л]. «Какие это звуки?» - дети отвечают: «Это звуки – братун» [Л’] «Маленький братец» Звуки [Л] и [Л’] согласные. «Большой братец» [Л] твердый согласный, а «маленький братец» мягкий согласный. Твердый согласный звук мы будем обозначать синей фишкой (показывает, а мягкий согласный будем обозначать зеленой (показывает, дети заменяют серые фишки на цветные.
С начало обозначают звук [Л] синей фишкой, а звук [Л’] зеленой. Потом определяют что согласные звуки [Н] в слове «Луна» и [С] в «Лиса»- твердые обозначают их синими фишками, называют парные согласные этих звуков [Н’] и [С’].
Заключительная часть:
Игра «Назови пару» проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый согласный звук, а дети в ответ мягкую пару названного звука.
Подводится итог занятия.