альфия пикулева
Конспект занятия по обучению детей 5–6 лет звуковой культуре речи «Освоение звукового анализа слова»
НОД по обучению грамоте в старшей группе.
Цель: освоение звукового анализа слов.
Задачи:
- закреплять умение определять протяженность слов;
- составлять графическую запись слова;
- совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.
Публикация «Конспект занятия по обучению детей 5–6 лет звуковой культуре речи „Освоение звукового анализа слова“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал: доска, указка, картинка - схема слова "КИТ", фишки, маркер, предметные картинки, шаблоны LAT в программе Smart Notebook, Яндекс картинки.
Раздаточный материал: фишки синего, зеленого, красного цвета, карточка слова, листок бумаги, карандаши.
Ход занятия:
Вводная часть:
(Дети стоят полукругом)
1. Приветствие:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята
Дети: Здравствуйте!
2. Проверка готовности детей :
Ребята, приготовьтесь к увлекательному занятию,
Глаза смотрят увлекательно, а уши слушают внимательно!
Работаем активно, играем позитивно!
3. Мотивация к организованной деятельности детей
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.
Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).
«Улыбка – трубочка»
- Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
- Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.
«Качели»
- Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.
«Чашечка»
- Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим,
Крепче, крепче, крепче.
Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Давайте встанем около стульчиков. Садится на место тот, кто разделит своё имя на слоги хлопками. (Дети называют свое имя и прохлопывают слоги)
Воспитатель: Скажите, что мы делали? ( Дети: делили имя на слоги).
Воспитатель: А теперь ребята, давайте запишем слова по слогам.
• разделите слово РЫБА на слоги
• сколько слогов в этом слове (2)
• пишем 2 полоски
(Воспитатель дает образец слов : сом, ры-ба, ма-ши-на.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали? ( Дети: рисовали схему слова)
Воспитатель: А теперь, давайте проведем звуковой анализ слова.
Воспитатель: Послушайте стих и скажите, о ком идёт речь
Чудо-юдо – великан
На спине везёт фонтан. ( Дети: КИТ)
(Вызвать ребенка к SMART-доске. Приложение 1.)
Один ребенок составляет звуковую схему на доске, остальные за столами на карточке.
Воспитатель: Сколько слогов в слове? ( Дети: 1)
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: А, почему 1 слог? ( Дети: один гласный звук «И»)
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Сейчас мы проведем звуковой анализ слова "КИТ" :
• произнесите гласный звук ( Дети: «И»)
• произнесите первый звук ( Дети: "Кь")
• произнесите последний звук ( Дети: "Т")
Воспитатель: Звуковой анализ какого слова мы проводили? ( Дети: КИТ)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру: "Живые звуки" (воспитатель вызывает 3х детей).
Воспитатель: Встаньте друг за другом так, чтобы получилось слово "КИТ"
• Элина - произнеси звук "К" твердо "К", придумай слово на этот звук.
• Илья - произнеси гласный звук "И", придумай слово на этот звук.
• Максим - произнеси слово на звук "Т", придумай слово на этот звук.
Ребята, скажите пожалуйста, Нина, Саша и Маша с каким словом играли?
( Дети: со словом КИТ)
Физкультминутка
Воспитатель: Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок «круглыми» ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)
Воспитатель: Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем.
Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть?
Игра называется "Построим дом".
• назовите материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки : "Р" и "Рь"
(бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак, дверь)
• Ребята, вы назвали материалы и части дома с каким звуком? ( Дети: "Р"и «Рь»)
А сейчас назовите предметы мебели, в которых есть звук "Р" (кровать, кресло, телевизор, картина, кран, ковер)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы выполнили много заданий. Какое задание из этих вам понравилось больше всего?