Елена Бобылева
Конспект занятия в старшей группе «Ознакомление детей с робототехникой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с робототехникой. Основы работы с конструктором «Технолаб»
Технологии: здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, исследовательская деятельность.
Цель: познакомить детей с робототехникой.
Программные задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «робот», дать представление о многообразии роботов, которые в настоящее время нас окружают; познакомить детей с некоторыми деталями образовательного конструктора «Технолаб», правилами безопасности при работе с ним.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Ознакомление детей с робототехникой“» размещена в разделах
Развивающие: развивать пространственное мышление, творческое воображение; сформировать представление о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Воспитательные:
воспитывать у детей аккуратность при работе с конструктором «Технолаб», умение договариваться, помогать друг другу.
Методы и приемы: показ, объяснение, помощь, похвала, рассказ, физминутка, художественное слово (загадка, вопрос – ответ.
Материал и оборудование: мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран); демонстрационный - презентация «Роботы в жизни человека», видеоролик о роботах и роботостроении, красивая коробка, игрушка «Робот»; конструктор «Технолаб» (стартовый уровень); раздаточный - набор необходимых деталей конструктора «Технолаб» для каждого ребёнка, Д. А. Каширин, А. А. Каширина «Рабочая тетрадь для детей старшей группы ДОО» с. 9, дидактическая игра «Собери Робота», цветные ладошки.
Развивающая среда: конструктор «Технолаб».
Ход ОД:
I. Мотивация к деятельности:
В: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Отгадайте загадку и вы узнаете, что лежит в этой коробке:
Сам металлический,
Мозг электрический.
Д: Робот.
В: Правильно. (Демонстрация игрушки.)
(Далее рассказ педагога сопровождается показом презентации «Роботы».)
II. Планирование замысла:
В: А что такое робот?
(Ответы детей)
(Слайд 2)
В: Робот - машина, которая выполняет разные трудовые операции за человека. Каких роботов вы знаете?
(Ответы детей.)
В: Каждый день учёные во всём мире совершают открытия, изобретают космические корабли, лекарства и роботов. А кто из вас знает, для чего нужны роботы?
(Ответы детей)
В: Роботы нужны для того чтобы помогать людям, освобождая от работ, связанных с опасностями для здоровья или с тяжелым трудом, а также от простых монотонных операций. А еще они могут защищать, развлекать и учить нас! А как вы думаете, кто и когда впервые изобрел робота?
(Ответы детей.)
(Слайд 3)
В: Человек всегда стремился к новым открытиям и изобретениям. Первые роботы появились в конце XIX века — русский инженер Пафнутий Чебышёв придумал механизм — стопоход, обладающий высокой проходимостью.
(Слайд 4)
В: Самый первый робот появился в СССР в 1937 году. А сделал его мальчик подросток Вадим Мацкевич. Робот, похожий на человека умел делать одно действие - поднимать руку. Этого робота показали в городе Париже на выставке.
(Слайд 5)
В: Современные роботы используются во всех отраслях — в освоении космоса, здравоохранении, общественной безопасности, развлекательных целях, обороне и многом другом. В некоторых областях роботы полностью заменили людей. Давайте познакомимся с ними поближе.
(Слайд 6)
В: Роботы помогают людям с ограниченными возможностями здоровья вести обычный образ жизни. Учёные разработали бионические протезы конечности, которыми можно управлять с помощью мышц и мозга.
(Слайд 7)
В: На помощь военным так же приходят роботы. С ними можно тренироваться, отрабатывать боевые приёмы.
(Слайд 8)
Педагог: Робот, который умеет тушить пожары управляется человеком, который находится далеко от опасного места и не пострадает от огня.
(Слайд 9)
В: Роботы не боятся сильных морозов и могут работать там, где человек замёрзнет. Полярный робот вездеход исследует поверхность Антарктиды в самых труднодоступных местах и работает от ветра.
(Слайд 10)
В: Роботов используют при расчистке завалов, в тех местах, куда человек не может попасть.
(Слайд 11)
В: Роботы помогают вести видеосъёмку с высоты, из космоса, совершать новые научные открытия. Их можно отправить даже на другую планету.
(Слайд 12)
В: Робот со дна океана передает ученым информацию о подводном мире на Землю. Полярные роботы – вездеходы не боятся сильных морозов и могут работать в самых труднодоступных местах.
(Слайд 13)
В: В Японии роботы работаю официантами в кафе. Они принимают заказы, подают блюда и улыбаются клиентам.
(Слайд 14)
В: Для одиноких и пожилых людей учёные придумали роботов — внуков, с которыми можно поговорить, поиграть и даже сходить на прогулку и робота – собаку.
(Слайд 15)
В: Роботов используют для развлечения людей, создания лазерных шоу.
(Слайд 16)
В: Роботы умеют делать почти всё, что и человек: копировать движения человека, различать эмоции, дружить… И даже выглядеть, как человек.
III. Реализация замысла:
В: Давайте немного отдохнем!
Физминутка «Робот делает зарядку»
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)
Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)
И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)
В: Ребята, сегодня я познакомлю вас с конструктором, из которого мы будем конструировать модели роботов. Он называется «Технолаб». Сначала надо познакомиться с правилами техники безопасности при работе с конструктором Главная деталь конструктора – управляемый блок ЦМ-15 (батарейный блок с мотором).
Запрещается:
Вскрывать самостоятельно батарейный блок.
Брать детали в рот.
Бросать детали (особенно батарейный блок, при сильном ударе конструктор может сломаться!
Разрешается:
При моделировании конструкции работать с конструктором только на столе.
Все элементы конструктора хранить в контейнере.
Для запуска и остановки мотора в батарейном блоке нужно нажать красную кнопку.
В: А теперь я научу вас правильно собирать и разбирать детали конструктора. Основными элементами для крепления конструкции являются заклепки, а для разъединения элементов используется специальный элемент – разделитель.
(Практический показ педагогом соединения деталей и их демонтажа. Дети самостоятельно соединяют и разъединяют 2-3 пластины, используя короткие и длинные заклепки и разделитель.)
В: А теперь давайте познакомимся с деталями конструктора Технолаб. Для запуска и остановки мотора в блоке нужно нажать красную кнопку. Перфорированные пластины разных размеров: колеса, полусфера, большие и маленькие треугольные пластины, пластины в форме дуги, уголки, шины и другие детали. А сейчас я предлагаю познакомиться с инструкциями по конструированию роботов.
(Дети самостоятельно выбирают детали конструктора и конструируют робота по собственному замыслу)
IV. Рефлексия:
В: Ребята, скажите, что нового вы сейчас узнали?
(ответы детей)
В: Появилось ли у вас желание мастерить роботов?
(ответы детей)
В: Я приготовила для вас ладошки красного, желтого и зеленого цвета. Если вам было все понятно и легко, то возьмите зеленую ладошку. Если были затруднения в работе, то возьмите желтую ладошку. А если было трудно и непонятно - красную ладошку. Подумайте и сделайте свой выбор!
(Дети проводят самооценку деятельности на занятии)
В: Ребята, вы сегодня были внимательными, хорошо потрудились. Молодцы!