Светлана Дончик
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Я и моя дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать представление о составе семьи, о том, кто такие родные.
2. Совершенствовать умения составлять рассказ о своей семье, её традициях, употребляя в речи имена и отчества родных.
3. Учить понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
4. Развивать связную, монологическую речь, познавательный интерес.
5. Воспитывать чувства любви и уважения к членам своей семьи, желание заботиться друг о друге, быть внимательным.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе „Я и моя дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Рассматривание семейных фотографий. Закрепление знаний пословиц о семье. Чтение художественной литературы. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем» и др. Дидактическая игра «Опиши маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку».
Познакомить с терминами: генеалогическое древо - это родословная.
Родословная - слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках.
Родственники - имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка. Предки - люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения, старше прадедушек и прабабушек. Поколения - люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения. Обычай - привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Материал и оборудование: Семейные фото, проектор, рисунок «Генеалогическое древо» для каждого ребенка, клей, небольшой мяч, ромашка.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята скажите в какой Республике мы с вами живём? (Башкортостан). А какие национальности проживают на территории нашей республики? (татары, башкиры, русские, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты, белорусы)
В нашей Республике живут люди разных национальностей и все они живут одной большой дружной семьёй.
Ребята, как вы думаете, что такое семья? (Семья- это близкие нам люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер)
Воспитатель: Какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая)
Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, симпатичная, очаровательная, внимательная, терпеливая, умная, требовательная
Папа (какой)
Дети: строгий, умный, сильный, смелый, добрый
Воспитатель: Семья- это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы о семье. Давайте вспомним и обсудим их.
«Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке).
«Русский человек без родни не живет».
«Материнская ласка конца не знает».
«Мой дом - моя крепость»
«В гостях хорошо, а дома лучше».
«Семья в куче, не страшна туча».
«Семья сильна, когда крыша одна».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц.
У каждого человека есть семья – большая или маленькая. И это очень хорошо! Ведь радость, которой ты поделился с папой и мамой, умножается, а печаль, если переживешь ее вместе с близкими, уменьшается.
Воспитатель: - Как вы думаете, что разрушает семью?
Дети: Ссоры, обиды, конфликты, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки.
Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. (Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает)
Дидактическая игра «Кто кому кем приходится».
1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?
2. Твоему папе жена, а тебе?
3. Папе он родной брат, а тебе?
4. Маме она родная сестра, а тебе?
5. Кто ты для бабушки?
6. Кто такие бабушка и дедушка?
7. Кто ты для своего папы?
8. Кто ты для своего братика?
9. Кто ты для своей сестры?
- Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какая ваша семья»
(дети стоят в кругу и передают друг другу ромашку- символ семьи, любви и верности, называя слова.)
Дети: родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая.
Воспитатель: Молодцы. Много вы подобрали слов.
Во многих семьях поддерживают традиции и обычаи. Прежде всего, выясним, что же такое традиция.
Традиция – это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков.
Семейная традиция – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдаются взрослыми и детьми. Каждая семья интересна по - своему, у каждой свои традиции встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества. На новый год – украшать ёлку, на Пасху – речь куличи, красить яйца.
Воспитатель: Ещё в семье есть реликвии. А кто знает, что такое семейная реликвия? (старинные вещи, предметы)
Воспитатель: Верно, старинные вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему хранят в семьях старинные вещи? (чтобы помнить о близких, о родных)
Они дороги нам как память о наших дедушках, бабушках, о том, как они жили, что умели делать своими руками.
Воспитатель: Что еще может быть семенной реликвией, какие предметы старины? (посуда, керамические изделия, часы, книги, письма, старые пожелтевшие фотографии, ордена и медали)
Воспитатель: А сейчас, расскажите о ваших семьях и традициях. (Дети рассказывают о своих семьях, рассказы сопровождаются показом семейных фотографий на экране проектора)
План рассказа:
1. Фамилия семьи.
2. Назовите членов семьи (перечисление)
3. И. О. членов семьи, где работают, чем занимаются.
4. Традиция семьи.
5. Где и когда сделан этот снимок? Ты любишь ездить в деревню?
6. Отдыхать на природе?
7. Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)
Воспитатель: Молодцы ребята, много вы можете рассказать о семье. На ваших фотографиях мы увидели, что члены семьи вместе работают, отдыхают, посещают интересные места, ходят в гости. А на праздники вся семья собирается вместе: накрывают стол, беседуют, танцуют и поют.
Воспитатель: В каждой семье у всех членов, есть свои обязанности, а как вы помогаете дома?
Физминутка «Разбери принадлежности для папы и мамы» (дети разбирают предметы: папе для ремонта и строительства; маме для уборки и приготовления пищи)
Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.
Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?
Дети: Фотографиями, видеозаписями.
Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видеокамер?
Дети: Семью рисовали.
Воспитатель: Как назывались такие зарисовки?
Дети: Родословные.
Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется генеалогическое древо.
Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.
Ветки по тоньше – поколение мам и пап.
Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.
Воспитатель: Давайте сейчас сделаем генеалогическое древо своей семьи. (Дети на силуэт дерева приклеивают фото членов своей семьи по «ярусам»)
Кто хочет рассказать о своей родословной по генеалогическому древу? (Рассказ детей)
Воспитатель: Теперь, когда у вас есть генеалогическое древо, получается, что ваша семья - это маленькое, но крепкое и дружное «государство». У вас есть свои правила и традиции, есть собственная территория, на которой расположено это «государство» - это ваш дом.
Для чего генеалогическое древо? (Оно нужно для того, чтобы все знали о своих предках, помнили их и гордились ими.)
Воспитатель: Ребята давайте расскажем стихотворение, что такое семья?
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Говорили о семье. Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь!