Римма Карагозян
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с защитниками нашего Отечества в разные времена.
Воспитательные задачи.
Воспитывать детей в духе патриотизма к своей Родине, армии, гордости за ее
историческое прошлое: от былинных героев до героев Великой Отечественной войны. Помочь детям понять преемственность поколений защитников Родины :
Воина Древней Руси (богатыря, солдата Отечественной войны 1812года, героя Великой
Отечественной войны 1941-1945 г. г.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы „Защитники земли русской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Образовательные задачи.
Закреплять знания слов связанных с военной тематикой.
Формировать умение подбирать определения к заданным словам.
Активизировать словарь: названия родов войск, техники и оружия
Развивающие задачи.
Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране.
Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей : былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
Развитие связной речи, мышления, речевого слуха.
Оборудование: иллюстрации «Защитники Отечества», (набор пословиц и поговорок о Родине, о воинах, которые изготовлены с детьми в группе в процессе предварительной работы)
Предварительная работа. Рассматривание книг, иллюстраций на тему: богатыри, Отечественная война 1812 г., события ВОВ 1941-1945 г.
Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Разучивание стихотворения «Богатыри».
Чтение произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино», заучивание пословиц и поговорок о защитниках, о воинах, о любви к Родине.
Чтение произведений о событиях ВОВ, заучивание стихов, просмотр презентации на тему «Твои защитники», «Военные профессии».
Ход занятия
Организационный момент. Мотивация детей на получение новых знаний.
Д/и «Подбор слов, близких по значению».
Воспитатель держит в руках щит.
- Ребята, посмотрите, что я держу в руках? (ответы детей)
-Какой щит? (крепкий, прочный и т. д.)
-Дети, подумайте, какие новые слова можно придумать со словом щит? (ответы детей)
-Ребята, кто такие защитники отечества? (ответы детей)
Слово «защитник» имеет в своей основе слово «щит». Щит заслонял, укрывал в бою. Вот поэтому и возникло слово «защитник» - тот, кто защищает, укрывает от беды.
Отечество - это наша Родина. Не всегда мирно и спокойно жил наш народ. Многим врагам хотелось захватить богатые русские земли, поработить народ русский. Но есть люди, которые первыми встают на защиту Родины. Кто это? (дети отвечают)
Дети, сегодня нам с вами предстоит побывать в гостях у многих защитников. Они жили в разные времена, по разному одевались, у них было разное оружие, но все они, если было нужно, вставали на защиту своего отечества и своего народа.
А поможет нам в этом волшебное «Колесо истории»
Игра «Колесо истории» (звучит таинственная музыка)
Ребята, посмотрите, нас встречают воины-защитники. (показ иллюстраций)
Рассказ воспитателя :
Не всегда наша Родина была такой, как сейчас. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель : Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.
Настрадалась земля – матушка,
Завыли ветры буйные,
На дубах орлы раскричалися.
Хочет напасть на землю русскую чудище проклятое!
Кто нам поможет, от кого ждать спасение! (ответы детей) (иллюстрация)
Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель : Кто такие богатыри?
Дети: Воины, борцы, защитники.
Воспитатель : Какие они были?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель : Что они делали?
Дети: Защищали, охраняли Русь.
Воспитатель : Откуда вы знаете о богатырях?
Дети: Из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель : Что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: Было
Воспитатель : Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
А в каких русских народных сказках рассказывается о героях-богатырях? Вспомните сказки, которые мы читали. («Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Никита Кожемяка» и др.).
Чем известны богатыри? Что они делали? (Защищали от врагов нашу землю, наш народ).
картина с изображением Васнецова «Богатыри.»
Рассматривание картины
Воспитатель : Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину.
Воспитатель : Кто из вас знает, как их зовут?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель : Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.
Что делают в поле богатыри? (На заставе охраняют Русь от врагов, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.)
Рассказ воспитателя
В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет.
В картине «Богатыри» переплелись сказка, былина, история.
Игра «Помоги богатырю собраться в бой».
Отгадывание загадок о богатырском оружии.
Воспитатель : Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель : Правильно. А как вы догадались?
Дети: Кольчуга сделана из колечек.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист).
иллюстрация «Богатырь на коне»
Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли русской!
Часть 2
Игра «колесо истории» (звучит таинств. музыка)
Звучит музыка военного барабанщика
Воспитатель : Ребята, давайте вспомним события войны с французами. Кто напал на Россию? (Французы)
Воспитатель : Назовите главнокомандующего французской армии (Наполеон).
картина с Наполеоном.
Воспитатель : Кто стоял во главе русской армии? (Михаил Кутузов).
Слайд с Кутузовым.
Воспитатель : Кем был Кутузов?
Каким он изображен на портрете? (смелый, мужественный, добрый, находчивый).
Воспитатель : В войне 1812 года Кутузов был главнокомандующим русской армии. Он пользовался всеобщим уважением среди солдат и в народе. Умело вел бои, любил своих солдат, старался, чтобы в боях погибало как можно меньше. Солдаты говорили про Кутузова: «Пришел Кутузов бить французов».
Ребята, посмотрите на следующий слайд, на котором изображено знаменитое сражение. Кто вспомнит село, где произошло это сражение? (Бородино).
Какое название получило это сражение? (Бородинское).
Что придумал Кутузов? Какой план? (Кутузов не хотел напрасно терять солдат, и по решению Кутузова и его помощников-генералов армию сохранили, но Москву солдаты оставили).
Посмотрите на слайде. Что же случилось, когда Наполеон вошел в Москву? (Народ присоединился к армии, ушел из Москвы, в городе начались пожары).
Воспитатель : Армия Наполеона пробыла в Москве всего месяц, но потеряла боеспособность. …не пережила русской зимы
Воспитатель : Подвиг Михаила Илларионовича Кутузова и всех солдат, сражавшихся в войне 1812 года, бессмертен.
Игра «Вспомни пословицу», о воинах, о доблести, о любви к родине»
«Сам погибай,а товарища выручай»
«Жить – родине служить»
«За правое дело стой смело»
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет»
«За край свой насмерть стой»
«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»
«Кто смел, тот на коня сел»
«Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не достанется»
«Богатырь умрет - имя его останется»
«Славна богатырями земля русская».
«Смелость силе воевода»
«Не будет обороны - заклюют вороны»
«Тяжело в ученье - легко в бою»
«Смелый боец - в бою молодец»
«Человек без Родины, что соловей без песни»
«Одна у человека мать, и одна у него Родина»
Часть 3. Игра «Колесо истории»
Крутим колесо истории. Звучит отрывок из песни «Священная война».
Воспитатель : Ребята, кто узнал эту песню, которую вы сейчас услышали?
О чем эта песня? (Враг напал на нашу родину, все мужчины уходили на фронт сражаться с фашистами).
Правильно, ребята, эта песня – призыв для всех русских людей. Как вы уже догадались, мы с вами очутились в то время, когда на нашу страну напала фашистская Германия
Рассказ воспитателя
Перед рассветом, 22 июня 1941 года с аэродрома поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Воздух наполнился рокотом моторов танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы, вокзалы. Бомбы сыпались на детские сады, больницы, жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.
Все люди поднялись на защиту своей родины.
На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов. Многие воины стали героями.
О событиях В. О. войны расскажет стихотворение Максим.
Видеоролик «Солдаты войны».
Стихи детей о войне и мире.
Речевая развивающая игра «Кому что нужно».
Воспитатель демонстрирует игрушки: Танк нужен для кого? (дети называют военную профессию). Для кого нужен: парашют, корабль, самолет, автомат, собака, наушники, пушка, подводная лодка, вертолет, ракета.
Ребята отвечают на вопросы моряки, летчики, пограничники охраняют нашу Родину. Зачем они это делают? (Чтобы не было войны, был мир, мы росли и учились.)
Морякам, артиллеристам,
Пограничникам, связистам –
Всем, кто мир наш бережет
И границы стережет,
За великие дела
Слав, слава и хвала!
Заключительные слова воспитателя к детям :
Красота нашей Родины - широкие степные просторы, бескрайние поля и леса, реки нуждаются в защите. Наши деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. Наши военные - смелые, сильные, ловкие. Вы станете такими, когда вырастите. Придет ваше время, и вы встанете на защиту Отечества. Вам предстоит беречь, защищать и украшать нашу Родину.
Спасибо вам, ребята, вы много нам показали и рассказали. Дарю вам по звезде, это символ защитника Отечества, символ силы, крепости духа, символ армии.
Звучит военный марш.