Косицына Наталья Юрьевна
«Объемные и плоскостные фигуры». Конспект занятия по математике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Объемные и плоскостные фигуры"
Цель: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры.
Задачи:
- закрепление и расширение знания о геометрических фигурах;
- повторить пространственные отношения («вверху» - «внизу», «слева» - «справа»);
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;
- повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознать и называть их;
- тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
Материалы к заданию: бумага, геометрическое лото, танграм, геометрические фигуры, карандаш, раздаточный материал.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, я узнала, что у жителей страны геометрических фигур случилась беда. К ним прилетел Злой Волшебник. Ему очень не понравилось, что все фигуры в этой стране дружные. А у него никогда не было друзей, и поэтому он разозлился и заколдовал этих жителей. А расколдовать можно, только если мы выполнил задания Волшебника.
Давайте поможем жителям страны геометрических фигур, расколдуем их.
- Хотите помочь? (ответы детей)
- А мы сможем выполнить все задания злого Волшебника? (ответы детей)
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать название изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;
2) тренировать мыслительные операции.
- В стране Геометрических фигур всегда было очень красиво. Кругом росли цветы. Давайте подойдем к клумбам.
- Посмотрите, на вашу клумбу, чтобы ее расколдовать надо выполнить следующее задание.
2.1. Игра «Клумба»
Дидактические задачи:
различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;
тренировать умение использовать обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) с помощью знаков (символов, умение выполнять самоконтроль;
повторить пространственные отношения «вверху» - «внизу», «слева» - «справа»;
тренировать мыслительные операции.
Дети садятся за столы. У каждого ребенка геометрические фигуры, лежащие вперемешку.
Воспитатель предлагает детям представить, что лежащие на столе фигуры – цветы, которые нужно посадить на клумбы.
- Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги.
(Графический диктант):
В центре листа расположите желтый круг.
Положите в левый верхний угол красный треугольник.
Положите в правый нижний угол красный квадрат.
Положите в правый верхний угол желтый треугольник.
Положите в левый нижний угол красный круг.
А сейчас проверим.
Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашей клумбе должны быть расположены так, как показано на моей клумбе.
2.2. Игра «Угадай, что в мешке».
Дидактические задачи: сформировать умение детей различать и отражать в речи различия между объемными и плоскостными фигурами.
Дети стоят полукругом.
- Ребята, Злой Волшебник предлагает нам на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать её (в мешочке предметы в форме шара, куба, конуса, цилиндра, круга, квадрата, треугольника).
Несколько детей достают по одному предмету, называя его.
3. Затруднение.
Дидактические задачи:
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения;
тренировать мыслительные операции.
А сейчас пройдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите, перед вами те же фигуры, что лежали в мешке. Нам с вами нужно заселить эти фигуры в домики. Одни фигуры живут в желтом домике, другие - в зеленом.
- На какие две группы мы можем разделить эти фигуры? (объемные и плоскостные).
- Как вы определили какие фигуры плоскостные, а какие объемные?
- Знаете ли вы способ, который помог бы нам определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные (нет, не знаем способ, который помог бы определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные)
- Значит, что нам надо сделать? (узнать способ, который помог бы нам определить какие фигуры плоскостные, какие объемные)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если, что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»;
тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции.
- Положите квадрат на лист и обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат, а теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат.
След оставили одинаковый, но они отличаются друг от друга.
Посмотрите, полностью ли лежит квадрат на листе бумаги? (да)
А куб? (нет)
-Правильно, на бумаге лежит только одна его грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат это плоскостная фигура, а куб объемная.
- Есть еще один способ, который может объяснить их отличия.
- Ребята, спрячем круг, накрыв его листом бумаги, а теперь попробуйте сделать тоже самое с шаром. Смогли мы спрятать шар? (Убеждаемся, что это невозможно).
- Расселите жителей Геометрической страны в их дома.
Поделите оставшиеся фигуры на плоские и объемные самостоятельно применив, полученные знания. Плоскостные в желтый домик, объемные в зеленый.
- Какие фигуры вы заселили в желтый домик? (круг, квадрат, треугольник)
- Какие в зеленый? (шар, куб, цилиндр)
5. Введение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) закрепить представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры;
2) тренировать мыслительные операции.
5.1. Игра "Найди предметы такой же формы"
Дидактические задачи: формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, цилиндра и использовать их названия в речи.
5.2. "Сравни с помощью знаков больше, меньше или равно"
- Ребята, жители Геометрической страны заселились в свои дома.
На каждой улице по два дома. Нам нужно узнать, каких фигур больше, а каких меньше и на сколько.
- Ребята, какие фигуры живут в домике с желтой трубой? (плоскостные)
- В домике с зеленой трубой? (объемные)
- Ребята, мы с вами выполнили все задания Злого Волшебника. Но мне очень жалко его, ведь у него нет друга.
- Ребята, а кто лучший друг человека, как вы думаете?
Давайте сделаем ему друга, используя геометрические фигуры.
5.3. "Танграм"
Дидактические задачи: развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение.
http://magiccubes.ru/photos/megiccubes_tangram_shema_7.jpg
6. Осмысление.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Кому мы сегодня помогали?
- Какие новые знания помогли нам правильно определить плоскостные и объемные фигуры?
- Что для вас было сложным?
- Вам понравилось?
Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались. Мне с вами было интересно.