Папки-передвижки

«Объемные и плоскостные фигуры». Конспект занятия по математике в старшей группе

Косицына Наталья Юрьевна
«Объемные и плоскостные фигуры». Конспект занятия по математике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: "Объемные и плоскостные фигуры"

Цель: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры.

Задачи:

- закрепление и расширение знания о геометрических фигурах;

- повторить пространственные отношения («вверху» - «внизу», «слева» - «справа»);

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;

- повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознать и называть их;

- тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

Материалы к заданию: бумага, геометрическое лото, танграм, геометрические фигуры, карандаш, раздаточный материал.

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, я узнала, что у жителей страны геометрических фигур случилась беда. К ним прилетел Злой Волшебник. Ему очень не понравилось, что все фигуры в этой стране дружные. А у него никогда не было друзей, и поэтому он разозлился и заколдовал этих жителей. А расколдовать можно, только если мы выполнил задания Волшебника.

Давайте поможем жителям страны геометрических фигур, расколдуем их.

- Хотите помочь? (ответы детей)

- А мы сможем выполнить все задания злого Волшебника? (ответы детей)

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) актуализировать название изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;

2) тренировать мыслительные операции.

- В стране Геометрических фигур всегда было очень красиво. Кругом росли цветы. Давайте подойдем к клумбам.

- Посмотрите, на вашу клумбу, чтобы ее расколдовать надо выполнить следующее задание.

2.1. Игра «Клумба»

Дидактические задачи:

различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;

тренировать умение использовать обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) с помощью знаков (символов, умение выполнять самоконтроль;

повторить пространственные отношения «вверху» - «внизу», «слева» - «справа»;

тренировать мыслительные операции.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка геометрические фигуры, лежащие вперемешку.

Воспитатель предлагает детям представить, что лежащие на столе фигуры – цветы, которые нужно посадить на клумбы.

- Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги.

(Графический диктант):

В центре листа расположите желтый круг.

Положите в левый верхний угол красный треугольник.

Положите в правый нижний угол красный квадрат.

Положите в правый верхний угол желтый треугольник.

Положите в левый нижний угол красный круг.

А сейчас проверим.

Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашей клумбе должны быть расположены так, как показано на моей клумбе.

2.2. Игра «Угадай, что в мешке».

Дидактические задачи: сформировать умение детей различать и отражать в речи различия между объемными и плоскостными фигурами.

Дети стоят полукругом.

- Ребята, Злой Волшебник предлагает нам на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать её (в мешочке предметы в форме шара, куба, конуса, цилиндра, круга, квадрата, треугольника).

Несколько детей достают по одному предмету, называя его.

3. Затруднение.

Дидактические задачи:

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения;

тренировать мыслительные операции.

А сейчас пройдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите, перед вами те же фигуры, что лежали в мешке. Нам с вами нужно заселить эти фигуры в домики. Одни фигуры живут в желтом домике, другие - в зеленом.

- На какие две группы мы можем разделить эти фигуры? (объемные и плоскостные).

- Как вы определили какие фигуры плоскостные, а какие объемные?

- Знаете ли вы способ, который помог бы нам определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные (нет, не знаем способ, который помог бы определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные)

- Значит, что нам надо сделать? (узнать способ, который помог бы нам определить какие фигуры плоскостные, какие объемные)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если, что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»;

тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции.

- Положите квадрат на лист и обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат, а теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат.

След оставили одинаковый, но они отличаются друг от друга.

Посмотрите, полностью ли лежит квадрат на листе бумаги? (да)

А куб? (нет)

-Правильно, на бумаге лежит только одна его грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат это плоскостная фигура, а куб объемная.

- Есть еще один способ, который может объяснить их отличия.

- Ребята, спрячем круг, накрыв его листом бумаги, а теперь попробуйте сделать тоже самое с шаром. Смогли мы спрятать шар? (Убеждаемся, что это невозможно).

- Расселите жителей Геометрической страны в их дома.

Поделите оставшиеся фигуры на плоские и объемные самостоятельно применив, полученные знания. Плоскостные в желтый домик, объемные в зеленый.

- Какие фигуры вы заселили в желтый домик? (круг, квадрат, треугольник)

- Какие в зеленый? (шар, куб, цилиндр)

5. Введение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1) закрепить представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры;

2) тренировать мыслительные операции.

5.1. Игра "Найди предметы такой же формы"

Дидактические задачи: формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, цилиндра и использовать их названия в речи.

5.2. "Сравни с помощью знаков больше, меньше или равно"

- Ребята, жители Геометрической страны заселились в свои дома.

На каждой улице по два дома. Нам нужно узнать, каких фигур больше, а каких меньше и на сколько.

- Ребята, какие фигуры живут в домике с желтой трубой? (плоскостные)

- В домике с зеленой трубой? (объемные)

- Ребята, мы с вами выполнили все задания Злого Волшебника. Но мне очень жалко его, ведь у него нет друга.

- Ребята, а кто лучший друг человека, как вы думаете?

Давайте сделаем ему друга, используя геометрические фигуры.

5.3. "Танграм"

Дидактические задачи: развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение.

http://magiccubes.ru/photos/megiccubes_tangram_shema_7.jpg

6. Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Кому мы сегодня помогали?

- Какие новые знания помогли нам правильно определить плоскостные и объемные фигуры?

- Что для вас было сложным?

- Вам понравилось?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались. Мне с вами было интересно.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по математике «Геометрические фигуры круг и квадрат» в младшей разновозрастной группеКонспект интегрированного занятия по математике «Геометрические фигуры круг и квадрат» в младшей разновозрастной группе Цель: Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры круг и квадрат. Задачи: активизации словаря: стороны, угол, квадрат.

Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры»Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах:.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП детей старшей группы «Объёмные и плоскостные фигуры»Конспект образовательной деятельности по ФЭМП детей старшей группы «Объёмные и плоскостные фигуры» Цель: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объёмные) фигуры, и о том, из каких элементов состоят.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Объемные и плоскостные фигуры». Конспект занятия по математике в старшей группе
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 19:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Объемные и плоскостные фигуры». Конспект занятия по математике в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Косицына Наталья Юрьевна (УИ 2870619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 декабря 2024 среда
19 декабря 2024 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД