Софья Тимофеева
Конспект занятия по математике для детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знания последовательности чисел в пределах 10, дать представление о числе 1 и образовании числа 2, цифрах 1 и 2; учить детей составлять и решать без записи простейшие арифметические задачи.
Материалы : картинки из цветной бумаги – 1 солнышко, 1 ёлочка, 2 тучки, 2 птички, 2 гриба. Карточки с цифрой 1 и 2. Деревянные грибочки и яблочки (можно вырезать из картона, если нет счётного материала). Корзинка. Блоки Дьенеша (большие) – круг, квадрат и треугольник на каждого из детей. Рабочий лист, цветные карандаши. Пластилин.
План занятия.
1. Приветствие
Публикация «Конспект занятия по математике для детей 5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
2. Динамическая картинка. Числа 1 и 2.
3. Подвижная игра. Весёлые прыжки.
4. Число и цифра 1.
5. Решение задач.
6. Составление задачи.
7. Массажная пауза. Мяч.
8. Счёт до 10. Игра «Не ошибись».
9. Логические задачи. Три яблока для друзей.
10. Геометрические фигуры. Круг, квадрат и треугольник.
11. Пальчиковая гимнастика. Воробьи.
12. Геометрические фигуры. Образ фигур в предметах.
13. Спортивная дорожка.
14. Развитие внимания. Ищем цифру 1.
15. Прощание.
Ход занятия.
Приветствие.
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
1, 2, 3, 4, 5
Отправляемся опять
К цифрам и квадратикам
В чудо-математику!
Вычитать и прибавлять
Будем мы учиться.
В жизни пригодиться.
Мы узнаем из задачи,
Что найти и что дано,
И легко расставим знаки
«Больше», «меньше» и «равно».
Динамическая картинка. Числа 1 и 2.
- Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир математики, мир чисел и цифр, который окружает человека на каждом шагу.
- Давайте посмотрим, действительно ли это так.
Педагог опрашивает детей :
- Сколько тебе лет (обращается к каждому ребёнку?
- На каком этаже ты живёшь?
- Какой номер твоего дома? Твоей квартиры?
- Ребята, посмотрите, отвечая на мои вопросы, вы постоянно называли разные числа. Математика – удивительная и очень интересная наука. Поэтесса Светлана Игнатова написала стихотворение о математике. Послушайте его:
Разных знаний и чудес.
Это точная страна,
Прояви к ней интерес!
Цифры дружно в ней живут,
Знаков тоже много тут:
«Больше», «меньше» и «равно»
Ходят парами в кино,
На линейках, как скамейках,
Плюсы бьются в домино.
Круг с приятелем квадратом
Погулять пошли куда-то.
В общем, весело вполне
В этой сказочной стране.
А сегодня и сейчас
Цифры ждут, ребята, вас!
А теперь посмотрите на доску. Я буду Вам рассказывать историю, а Вы внимательно слушайте.
Раздаём картинки детям и предлагаем вместе составить картинку на доске. Картинку будут выставляться по мере рассказа педагога.
- Вышло солнышко на небо, всю землю осветило. (На доске крепится солнышко).
- Попали его лучи на лесную полянку, улыбнулись ёлочке, осветили грибочек, птичку на ёлке.
- Но вот набежала тучка, потом – ещё одна, и пошёл дождик. Солнышко спряталось.
- Кончился дождик. Снова светит солнышко.
- Птичка на ёлке обрадовалась, громко запела. К ней прилетела ещё одна птичка.
- Обрадовался солнышку и грибок под ёлкой, а после дождика ещё один грибок вырос.
- Вышла девочка на полянку: ёлочкой любуется, солнышку радуется, птичек слушает, грибы собирает.
- Каких картинок по одной?
- Каких картинок по 2?
- Как получилось две тучки, две птички? Два грибочка? (Сначала была одна тучка, потом появилась ещё одна – и получилось 2 тучки. К одной птичке прилетела ещё одна птичка – стало 2 птичке. Был один гриб, вырос ещё один гриб – стало 2 гриба).
- Как же получилось число2? (К одному прибавить ещё один – получится 2)
- Можем ли мы сделать так, чтобы на нашей картинке стало 2 ёлочки? Как это сделать? (прибавить ещё одну ёлочку).
- А сможем ли сделать, чтобы было 2 девочки? Как это сделать?
- Можем сделать так, чтобы на картинке стало 2 солнышка? Почему?
Педагог показывает детям карточки с цифрой 1 и 2.
- Вот цифра 1, она обозначает число 1. Обведите пальчиком цифру 1.
- На что похожа цифра 1?
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
- Вот цифра 2, она обозначает число 2. Обведите пальчиком цифру 2. На что похожа цифра 2?
- А вот это цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Подвижная игра. Весёлые прыжки.
Дети становятся в круг.
Раз, два — стоит ракета. (Руки вверх, сомкнуты над головой)
Три, четыре — самолёт. (Руки в стороны)
Раз, два — хлопок в ладоши, (прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх и в стороны)
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)
Число и цифра 1.
Педагог выдаёт детям рабочий лист.
- Раскрасьте только те предметы, которых по одному.
- Давайте слепим с вами цифру 1 из пластилина. Сколько колбасок будем скатывать? Колбаски будут одинаковой длины?
Дети соединяют элементы между собой.
- Обведите пальчиком свою цифру.
- Обведите карандашом цифры 1 в рабочем листе, написанные пунктиром.
Решение задач.
Педагог даёт одному ребёнку 4 грибочка и просит их положить на столе в ряд.
Счет ведется слева направо, предметы для счета берут правой рукой и раскладывают тоже слева направо. Ребенку необходимо запомнить это для дальнейшего обучения чтению и письму.
- Сколько грибочков положил Костя на стол? Давайте посчитаем.
Педагог касается рукой грибочков, а дети вслух считают. Числа называются четко, в строгой последовательности, названия самих предметов не произносятся.
- Лена, положи ещё один грибочек на стол.
- Какой мы можем задать вопрос о том, что вы сделали? (Сколько грибочков стало на столе). Мы с вами составили задачу: Костя положил на стол 4 грибочка, один грибочек положила Лена. Сколько грибочков положили дети на стол?
Педагог предлагает детям повторить задачу.
Каждый ребёнок обязательно повторяет!
- Давайте решим эту задачу и узнаем, сколько грибочков теперь на столе.
- Грибочков стало больше или меньше? (Больше)
- Было 4 грибочка, добавили ещё один и стало. Сколько грибочков теперь лежит теперь на столе? Давайте пересчитаем. (5) Стало 5 грибочков.
– Давайте решим ещё одну задачу (Кладёт на стол 5 деревянных яблок)
- Сколько яблок на столе? Давайте посчитаем. Яблок пять.
- Одно яблочко съели. (Педагог убирает одно яблоко). Яблок стало больше или меньше? (Меньше)
- Давайте составим задачу. (На столе было 5 яблок. Одно яблоко съели).
- Что можно спросить про яблоки, которые остались на столе? (Сколько яблок осталось).
- Так сколько яблок осталось? Давайте посчитаем. На столе осталось 4 яблока.
Составление задачи.
Педагог обращает внимание детей на рабочий лист.
- Давайте придумаем задачи про конфеты. Посмотрите на рабочий лист. Как Вам кажется, что произошло.
Педагог помогает детям придумать задачу:
- На столе лежало …. Сколько лежало конфет? Надо посчитать все целые конфеты и фантики. На столе лежало 6 конфет.
- Сколько конфет съели? Съели 4 конфеты.
- Какой вопрос будет в задаче? Сколько конфет осталось?
Послушайте задачу целиком: «На столе лежало 6 конфет. 4 конфеты съели. Сколько конфет осталось лежать на столе».
- В задаче обязательно должно быть что-то известно и должен быть вопрос.
Массажная пауза. Мяч.
По мячу ладошкой бьём, (стучим по мячику сначала левой, затем правой ладошками)
Дружно, весело вдвоём.
Мячик - мячик, мой дружок (берём в руки мяч и стучим сначала одной рукой, затем другой)
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём, (стучим по мячику сначала левой, затем правой ладошками)
Дружно, весело вдвоём.
Мяч бросаю и ловлю (чуть-чуть подбрасываем мяч вверх и ловим его)
Я с мячом играть люблю.
Мячик, мамочка, не прячь (прячем мячик за спину)
Мне бросай обратно мяч (достаем мяч из-за спины)
Мяч бросаю и ловлю (чуть-чуть подбрасываем мяч вверх и ловим его)
Я с мячом играть люблю
Счёт до 10. Игра «Не ошибись».
Цель: упражнять в счёте в пределах 10.
Материалы : мяч.
Дети встают в ряд. Педагог бросает детям мяч и называет число. Ребёнок, поймав мяч, называет следующее по порядку число и перебрасывает мяч обратно (в пределах 10). Если дети не знают счёт, то педагог помогает. Считают пока только в прямом порядке.
Затем педагог обращает внимание детей на рабочий лист.
- Это числовая лента. Почему машина с Умничкой едет дальше? (Числа дальше продолжаются).
- Посчитайте от 1 до 10, прикасаясь пальчиком к каждой цифре.
- Поставьте точки под теми числами, при написании которых используется цифра 1. Это какие числа?
Логические задачи. Три яблока для друзей.
- Математика – это такая наука, которая обязательно заставляет нас думать. В математике есть очень интересные шуточные задачи, для решения которых надо хорошо подумать. Давайте сейчас все вместе решим такую задачу, а вечером дома вы сможете попросить решить эту задачу папу или маму.
Педагог просит выйти трёх детей или берёт трёх кукол. Также педагог в корзинку кладёт три яблочка.
- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Дети могут попробовать разные варианты самостоятельно – берут яблоки и раздают детям. Если никто не догадается, то педагог подсказывает:
- Надо отдать одно яблоко вместе с корзиной.
- Понравилась Вам такая задача? На наших занятиях мы обязательно и дальше будем решать такие логические задачи.
Геометрические фигуры. Круг, квадрат и треугольник.
Педагог детям выдаёт блоки Дьенеша – круг, квадрат и треугольник.
- Покажите круг. Треугольник. Квадрат.
- Какая из фигур может катиться? А почему не катится квадрат и треугольник?
- Посчитайте, сколько углов у треугольника. У квадрата. А у круга есть углы?
- Сделайте домик из квадрата и треугольника.
Далее педагог предлагает детям обвести и нарисовать квадраты на рабочем листе.
- Покажите самый маленький квадрат. Из скольки клеточек он состоит?
- Теперь покажите средний квадрат. Из скольки клеточек он состоит?
- Из скольки клеточек состоит большой квадрат?
Пальчиковая гимнастика. Воробьи.
Пять воробьев на заборе сидели. (Обе руки с растопыренными пальчиками)
Один улетел и четыре запели. (Загибаем большие пальчики)
И пели, пока не сморила усталость.
Один улетел - и их трое осталось. (Загибаем указательные пальчики)
Сидели втроем и тихонько скучали.
Один улетел, а двое остались. (Загибаем средние пальчики)
Попели - напелись
И вдруг – разлетелись. (Резко разгибаем все пальчики и машем кистями рук).
Геометрические фигуры. Образ фигур в предметах.
- Посмотрите на нижний ряд. Какие фигуры нарисованы?
Дети называют фигуры.
- Соедините каждый предмет с фигурой, на которую он похож.
Спортивная дорожка.
Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног.
Материалы : диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т. д.
Развитие внимания. Ищем цифру 1.
- Найдите все цифры 1, которые спрятались в горохе.
- Сколько цифр вы нашли?
Прощание
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.
1,2,3,4,5
Детям время отдыхать.
С треугольником и кругом
Попрощаемся, как с другом.
Цифрам тоже на прощанье
Мы помашем: «До свиданья!»
Мы вернемся к ним опять,
Чтобы снова посчитать!
Авторы конспекта - Софья Тимофеева и Анастасия Шевченко, учредители детского эко-клуба "Умничка", основатели проекта "Твой клуб", в рамках которого разрабатываются методические пособия и конспекты для занятий в детских садах и детских клубах.