Юлия Демидова
Конспект занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»).
Цель: закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять произношение звука [р].
(Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»)
- Совершенствовать умение составлять простые предложения;
- Закреплять формирование навыка в образовании существительных ед. ч. в И. п. во мн. ч., умения делить слова на слоги;
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро „Красная Шапочка“)» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Шарль Перро
- «Красная шапочка»
- Темочки
- Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
- Способствовать формированию умения отстаивать свою точку зрения.
(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное
развитие»)
Коррекционно-развивающие задачи:
- Способствовать развитию фонематического восприятия;
- Способствовать развитию артикуляционной моторики;
-Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;
(Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»)
- Совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;
(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)
- Обогащать музыкальные впечатления детей;
(Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)»)
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе;
(Интеграция образовательной области «Речевой развитие (восприятие художественной литературы и фольклора»)
- Совершенствовать навык правильного речевого дыхания;
(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)
- Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога;
(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное
развитие»)
Коррекционно - воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские отношения между детьми в игре;
- Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное
развитие»);
- Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;
(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)
Оборудование для детей: указка, коврик «лужок», мяч.
Оборудование для педагога: музыка для релаксации, мультимедийная презентация «Красная Шапочка», мяч.
Приемы и методы работы:
Словесный : художественное слово, беседа.
Наглядный: использование наглядного материалов: презентация.
Игровой: игра «Скажи наоборот»,
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных развивающих играх, умеет отвечать на вопросы педагога полным ответом, умеет отстаивать свою точку зрения, умеет составлять простые предложения по схеме, умеет согласовывать свои действия с действиями педагога, согласовывать числительные с существительными, образовывать существительные ед. ч. в И. п. во мн. ч.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная, познавательно-исследовательская.
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
Содержание организованной деятельности детей
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас будет не просто занятие, мы отправимся в путешествие. Для этого предлагаю вам немного разогреться (дети стоят возле стульев, звучит спокойная музыка).
Массаж биологически активных зон
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
(Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам.)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуём мы, чтобы улыбались.
Вы сказки любите? Тогда присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие по сказке.
II. Основная часть
- Раз, два, три! Сказка, в гости к нам иди!
- А по какой сказке мы будем путешествовать вы узнаете из загадки.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(на компьютере слайды с картинками из сказки «Красная шапочка»).
- Послушайте внимательно и скажите, какой звук я выделила в слове : кр-р-расная [р]. Правильно, ребята, это звук [р].
- Ребята, для того, чтобы правильно и красиво произносить этот звук, язычок должен быть подвижным. Как сделать язычок подвижным? (выполнить артикуляционную гимнастику)
- Предлагаю вам выполнить артикуляционную и гимнастику, рассказать и показать сказку про Красную Шапочку по новому.
Артикуляционная гимнастика
Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась… Упражнение «Улыбка»
Приготовила чашечку, чтобы попить чай… Упражнение «Чашечка»
А чай она пила с вкусным вареньем… Упражнение «Вкусное варенье»
Затем она почистила зубки… Упражнение «Чистим зубки»
После завтрака Красная Шапочка решила заняться делами и покрасила потолок в своей комнате… Упражнение «Маляр»
Поработала Красная Шапочка, теперь можно и отдохнуть. Она стала играть на дудочке… Упражнение «Трубочка»
Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки… Упражнение «Лошадка»
Красная Шапочка поскакала на лошадках, но тут пришла мама и предложила сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы… Упражнение «Грибочек»
- Вдруг, Красная Шапочка увидела цветочки на полянке и решила их понюхать. И мы с вами представим цветочную полянку и понюхаем цветочки. Глубокий вдох через нос, а выдох через рот с произношением слов «Ах, как пахнет!». Встаём со стульев и выполняем дыхательную гимнастику. (4-5 раз)
Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живёт серый Волк. Вспомните, как рычит волк. Произнесите звук [р].
- Какой это звук? (твёрдый, согласный, звонкий) Произнесите звук [р] так, чтобы выдыхаемая воздушная струя была сильная, кончик языка дорожал.
Автоматизация звука [р] в слогах.
Чтобы Красной Шапочке не было страшно, девочка пела слоговые песенки :
- Предлагаю вам, ребята, вместе с Красной Шапочкой спеть песенки, чётко произнося звук [р]. (Слайд)
Ра-ра-ра
Ро-ро-ро
Ру-ру-ру
Ры-ры-ры
Ар-ар-ар
Ор-ор-ор
Ур-ур-ур
Ыр-ыр-ыр
Дидактическая игра «Красная Шапочка по лесу идёт, белочке грибы наберёт» (дети садятся за столы и выполняют задание)
-По дороге Красная Шапочка встретила белочку. Решила Красная Шапочка угостить её грибами, но грибы у Красной Шапочки попадаются ядовитые - мухоморы, их есть нельзя, а есть съедобные грибы-боровики. (Дети садятся за столы)
На ядовитых грибах-мухоморах написаны слоги ОР, превращай их в мухоморы: шляпки красным карандашом с белыми кружочками, а на боровиках - съедобных грибах - другие слоги - шляпки - коричневым карандашом и нарисуй от него стрелочку к корзинке.
Кинезиологическое упражнение «Здравствуй»
- Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить гимнастику для пальчиков (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Игра «Посчитай красные круги» (слайд)
Угостила Красная Шапочка белочку и белочка предложила поиграть и игру - посчитать красные кружочки (Дети по цепочке считает круги «один красный круг, два красных круга…»)
- Белочка предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний»
Игра «Четвёртый лишний» (слайд)
Ребята, нужно выбрать лишнюю картину.
(Нужно выбрать картинку, в названии которой нет автоматизируемого звука. Логопед наводит курсор на картинку, «щёлкает» по ней, и если картинка выбрана правильно, она исчезнет.)
- Пока Красная Шапочка шла по лесу, она встречала и бабочек. Предлагаю немного одохнуть.
Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- Долго шла по лесу Красная Шапочка и встретила она серого волка. Волк не хочет отпускать Красную Шапочку к бабушке и предлагает поиграть в игру «Один-много» (назвать слова со звуком [р] в мн. ч., разделить слово на слоги, подкидывая мяч.) (игра с мячом)
Слова со звуком [р] : гора-горы, светофор-светофоры, дар, шар, помидор, комар, забор, нора, пара, командир, шахтёр, шофёры, самовар, боксёр, сыр, мотор, пожар, мухомор, санитар, компьютер, ковёр, костёр, простор, разговор, размер, квартира.
Игра «Найди пару» (слайд)
Подбери к каждой картинке пару – найди между картинками логическую связь. (Ребёнок называет пару картинок из левого столбика, найдя пару, логопед «щёлкает» по той картинке, к которой подбирал.
- С вашей помощью, ребята, Красная Шапочка легко справилась с заданиями и, наконец-то, пришла к бабушке, которая её очень ждала.
III. Заключительная часть
- Кому мы сегодня помогали?
- Какие задания выполняли?
- Какие задания вам больше всего понравились?
Рефлексия
- Ребята, если вам понравилось занятие - похлопайте в ладоши.