Наталья Сергеевна Чухаенко
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Крынка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметами быта, активизировать в речи детей слова казачьего обихода.
Программные задачи:
-учить лепить крынку. Развивать умение лепить из целого куска, используя знакомые приемы лепки. Воспитывать чувство уважения к нашим предкам.
Материалы: глиняная посуда-крынка, салфетки, стеки, доски, иллюстрации с изображением разных кувшинов.
Публикация «Конспект занятия по лепке в подготовительной группе „Крынка“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением предметов быта, рассматривает альбомы «Ремесла казаков», «Быт и традиции казачества», «Посуда казаков», рассматривание макета «Казачья курень».
Ход занятия:
Воспитатель: «Я славлю край, казачий край!
Он зарожден в крови и муках,
Где память горькая живет
В пищалях прадедов и муках…
Блестит, как золото, ковыль,
Покачивает ветер маки,
Здесь на земле, политой кровью,
Цветут сады и зреют злаки».
В этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон. Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!
Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего занятия :
Для молока, сметаны,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын —
Пузатый глиняный … .
Дети: кувшин
Воспитатель: правильно кувшин или в народе говорят крынка.
А сейчас, ребята, давайте внимательно рассмотрим эту посуду. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла – важная часть народной культуры. Издавна наша земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.
Одним из старейших промыслов было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.
Воспитатель: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным. Давайте назовем предметы посуды, которые делали гончары
Дети: Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунки, крынки.
Воспитатель: Молодцы, много знаете старинных названий. В каждой казачьей семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете назвать, какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи. В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
А в крынке держали сметану, варенье, молоко, воду
Воспитатель: А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин или еще называют крынка.
Дети: Да, если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит, кувшин дышал.
Воспитатель: Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. А вы как думаете, достойны эти мастера почета?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель: А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо встретите глиняную посуду, то сможете её назвать и рассказать о том, как она использовалась. А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое и на некоторое время станем мастерами гончарного дела. Сегодня мы свами будем лепить из пластелина предмет быта казаков-крынку (кувшин).
Вот и мы с вами на короткое время стали специалистами гончарного дела. Давайте с вами рассмотрим образец посуды. Определим их форму. Крынка состоит как – бы из двух частей. Верхняя часть похожа на
прямоугольник – это горлышко крынки, оно очень высокое, нижняя часть похожа на овал. Покажите из каких частей состоит крынка (показ детей) Воспитатель: Посмотрите, перед каждым из вас лежит на столе пластилин, его необходимо размять в руках, чтобы он был мягкий. Нам для работы понадобится стека (украшать посуду) Воспитатель: Посуду (крынку)будем лепить способом кругового налепа. От куска пластелина отделить небольшую часть для дна. Затем меньшую часть скатать в шар, а большую часть разделить на куски и скатать из них валики. Шар расплющиваем в диск. Валик свернуть кольцом и уложить на диск, а остальные валики укладываем друг на друга, сворачивая кольцами и следя за тем, чтобы места стыков выстраивались в одну линию. Не забываем примазывать валики с внешней стороны и сглаживать поверхность изделия смачивая пальцы в воде. А теперь перед занятием проведедем физ. минутку: «Гончары»
Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём. Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала. Нежно их погладим, и слова такие скажем: Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите.
Дети приступают к работе, воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами лепки, подсказывает и помогает советом по мере необходимости. Стекой украшаем готовую посуду.
Воспитатель: Вот мы с вами научились гончарному делу, это нелегкий труд, Но посмотрите какие красивые крынки у нас получились.
(Дети вместе со взрослым рассматривают готовые изделия)Что мы с вами изготовили?
Дети: Мы изготовили крынку.
Воспитатель: из каких частей состоит крынка? Каким способом лепили крынку?
Дети: она состоит из двух частей, способом кругового налепа.
В конце занятия организуется выставка готовых изделий. Воспитатель:
-Чем мы сегодня занимались? Для чего была нужна на занятии стека? Что нового вы сегодня узнали? Чья работа больше всех нравится? Почему? Как проверить, не течёт ли крынка (кувшин? Давайте нальём в него воды и проверим. Молодцы! Отличные кувшинчики получились!