Рамазанова Эльвира Якубовна
Конспект занятия по кружковой работе «Пресмыкающиеся»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по кружковой работе «Пресмыкающиеся»
Программное содержание:
Углублять у детей знания о пресмыкающихся животных, ознакомить с некоторыми способами их защиты, учить рассказывать об особенностях внешнего вида и поведения пресмыкающихся, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление, память.
Публикация «Конспект занятия по кружковой работе „Пресмыкающиеся“» размещена в разделах
- Земноводные и пресмыкающиеся
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Воспитывать желание беречь природу, прививать любовь к родному краю.
Оборудование:
Мультимедиа, рисунки пресмыкающих, лист бумаги, ручка
Ход занятия:
Эмоциональный настрой.
Спасибо солнышку за свет
Мы шлем ему большой привет.
Спасибо всем моим друзьям
Спасибо вам и вам, и вам.
Друзья мои все хороши
Я всех люблю вас от души.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зоопарк, где познакомимся с интересными животными и узнаем много интересного про них.
А поедим мы каждый на своей машине, садимся, заводим и включаем музыку веселую. Встали полукругом (выполняем движение руками и двигаемся по кругу).
Вот мы и на месте, сегодня мы с вами посетим раздел «Пресмыкающие»
Воспитатель: После посещения зоопарка вы мне должны ответить на 3 вопроса:
Что общего у этих животных?
Почему этих животных мы смотрим через стеклянные ограждения?
Почему надо охранять этих животных?
Воспитатель: И так дети, первое животное - вы должны его отгадать
Загадка №1
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит.
(показ слайдов; беседа о крокодилах)
Воспитатель:
Что вы знаете о крокодилах?
Дети: (живут в теплых странах, около водоемов, хорошо плавают, откладывают яйца)
Воспитатель: Кто знает, приносят ли пользу крокодилы?
Крокодилы — это крупные хищные пресмыкающиеся, приспособленные к водному образу жизни, обитают в тропических странах. Большую часть жизни крокодил проводит в воде, где прекрасно плавает, пользуясь сильным, сжатым с боков хвостом, а также задними конечностями, имеющими плавательные перепонки. Глаза и ноздри у крокодила находятся на возвышении, поэтому ему достаточно немного выставить голову из воды и он уже видит, что делается над водой, а также дышит атмосферным воздухом.
На суше крокодилы малоповоротливы и при опасности спешат в воду. Добычу они быстро утаскивают в воду. Это различные животные, которых крокодил подстерегает на водопоях. Может нападать и на человека. Охотятся крокодилы в основном ночью. Днем часто большим и группами лежат неподвижно на отмелях. Живет крокодил более 100 лет и зубы у него растут постоянно. Самка откладывает яйца, она их караулит, и выходят большое количество маленьких крокодильчиков, которых мама переносит в своей пасти на воду.
Воспитатель: Угадайте следующее животное:
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним не зная страха, гуляет (Черепаха)
Воспитатель:
(показ слайдов; беседа о черепахах)
Что вы знаете дети о черепахах?
Дети: (носит панцирь, медленно ходит, живут и на суше и в воде, откладывают яйца)
Воспитатель:
Черепаха всех смешит,
Потому что не спеши,
Но куда спешить том,
Кто всегда в своем дому
Воспитатель: А какую пользу приносят черепахи? Нужно ли их охранять?
Черепахи отличаются от других пресмыкающихся хорошо развитым прочным панцирем. Он образуется из двух щитов: верхнего выпуклого и нижнего плоского. Эти щиты соединены друг с другом с боков, а спереди и сзади от мест соединения имеются большие щели. Из передней выставляется голова и передние конечности, из задней — задние конечности. Почти все водные черепахи — хищники, сухопутные — растительноядные.
Обычно черепахи откладывают на суше яйца, покрытые твердой скорлупой. Растут черепахи медленно, но принадлежат к числу долгожителей (до 150 лет). Есть черепахи-гиганты (суповая черепаха длиной до 1 м. вес — 450 кг. болотная черепаха — до 2 м и до 400 кг). Они являются объектами промысла.
В пищу используется мясо, жир, яйца, а из панциря делают разнообразные роговые изделия. У нас водится один вид черепах — болотная черепаха, живет до 30 лет. На зиму впадает в спячку.
Воспитатель:
(показ слайдов; беседа о ящерицах)
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост потеряет-
Другой вырастает
Воспитатель: Что, дети вы знаете о ящерицах?
Дети: Быстро бегают, высовывает язык, питается насекомыми, гусеницами, саранчой
Ящерицы
Хотя ноги ящерицы короткие, она может быстро бегать, проворно ускользая от преследователей в свою норку или взбираясь на дерево. Это послужило поводом для ее названия — прыткая. Время от времени ящерица высовывает изо рта длинный, тонкий, раздвоенный на конце язык — орган осязания и вкуса.
Тело ящерицы, покрытое чешуей, опирается на две пары ног. Плечевые и бедренные кости располагаются параллельно поверхности земли, вследствие чего тело провисает и волочится по земле Живут ящерицы в норках, которые в летнюю погоду покидают утром и вечером, но не далее, чем на расстояние 10-20 м от норки.
Питаются насекомыми, слизнями, а на юге — саранчой, гусеницами бабочек и жуков. В течение суток одна ящерица может уничтожить до 70 насекомых, вредителей растений. Поэтому ящерицы заслуживают охраны как очень полезные животные.
На зиму она впадает в спячку; может переносить замерзание и охлаждение тела до -5°, -7°С, при этом все жизненные процессы животного значительно замедляются. Постепенное отогревание возвращает ящерицу к активной жизни.
Кроме прыткой и живородящей ящерицы, существует много других видов ящериц.
Хищная ящерица серый варан, обитающий в пустынях Средней Азии. Длина его до 60 см. Варан поедает членистоногих, грызунов, яйца черепах и птиц. Наиболее крупные экземпляры варанов, обнаруженные учеными герпетологами (наука, изучающая пресмыкающихся) на острове Комоло, достигают 36 см.
Хамелеоны по внешнему виду напоминают ящериц среднего размера, со шлемообразным выростом на голове и сжатым с боков телом. Это — высокоспециализированное животное, приспособившееся к древесному образу жизни. У него пальцы срослись, как клещи, которыми он плотно обхватывает ветви деревьев. Длинный и цепкий хвост также используется для лазания. Хамелеон имеет очень своеобразное строение глаз. Движения левого и правого глаза не согласованны и независимы друг от друга, что дает некоторые преимущества при ловле насекомых. Интересной особенностью хамелеона является его способность менять окраску кожи — защитное приспособление. Хамелеоны распространены в Индии, на Мадагаскаре, в Африке, Малой Азии и на юге Испании.
Воспитатель:
(показ слайдов; беседа о змеях)
Змеи приспособлены к ползанию на животе и к плаванию. Передвигаются змеи, изгибая свое безногое тело. Видят змеи плохо. У них веки сросшиеся, прозрачные и прикрывают глаза наподобие часового стекла.
Среди змей есть неядовитые и ядовитые виды. Самая крупная неядовитая змея —удав — обитает в тропиках. Встречаются удавы до 10 м длиной. Они нападают на птиц и млекопитающих, душат свою добычу, сжимая своим телом, а затем заглатывают ее целиком. Крупные удавы, обитающие в тропических лесах, опасны и для человека.
Из неядовитых змей широко распространены ужи. Обыкновенный уж легко отличается от ядовитых змей двумя оранжевыми полулунными пятнами на голове и круглыми зрачками глаз. Он живет около рек, озер, Прудов, питаясь лягушками, а иногда — и мелкими рыбками, глотая их живыми.
К ядовитым змеям относятся гадюка, кобра, или очковая змея, гремучая змея и др.
Гадюку легко узнать по длинной зигзагообразной темной полосе, тянущейся вдоль спины. В верхней челюсти гадюки находятся два ядовитых зуба с канальцами внутри. По этим канальцам в ранку жертвы поступает ядовитая жидкость, выделяемая слюнными железами змеи, и жертва, например мышь или мелкая птица, гибнет.
Уничтожая огромное количество мышей и саранчи, гадюки приносят пользу человеку. Однако их укусы могут вызвать у животных и даже у человека длительные заболевания и даже смерть. Особенно опасен яд таких змей, как азиатская кобра,американская гремучая змея.
Воспитатель:
– Как вы думаете можно ли держать пресмыкающихся в неволе, дома? (дети скажут нет, т. к. они опасны)
Воспитатель: Ребята пресмыкающихся часто содержат в доме, в специальных емкостях, которые называются террариум. (Слайд№30)
Воспитатель: Многие пресмыкающие нуждаются в охране. Численность их сокращается, если не принять меры, то многие из них исчезнут с нашей Планеты. Поэтому эти виды животных занесены в Красную Книгу России. (слайд №31)Они охраняются государством. (слайд №32).
У нас в Бурятии тоже есть Красная книга Бурятии, где внесены и пресмыкающие, которые нуждаются в охране. (слайд №33-37). Государство организует заповедники, заказники, где не разрешается вести хозяйственную деятельность, которая и является основной причиной исчезновение пресмыкающихся.
Воспитатель: Дети, а как мы можем помочь животным? (соблюдать правила поведения в лесу, у водоемов)
Воспитатель: Вам предлагаю картинки пресмыкающих с цифрами. Мы делимся на группы по 3 человека. Вы на листочках, когда посовещяетесь в своей группе, поставите нужную цифру. После всех вопросов, мы проверим кто правильно выполнил все задания. Такая работа называется тесты.
Вопросы:
Кто из пресмыкающих имеет панцирь?
У кого из пресмыкающих зубы растут всю жизнь?
У кого из пресмыкающих нет ног?
Кто из пресмыкающих может остаться без хвоста, который у них снова отрастает?
Кто может менять свою окраску?
Воспитатель: Дети поиграем:
Рассмотрите предложенные раскраски и подумайте о каком животном я говорю:
Игра «Дополнение»
Зеленый, злой, большой, зубастый…
Медленная, неторопливая, с панцирем…
Прыткая, серая, небольшая….
Длинная, скользкая, без ног….
Физминутка
Раз, два, три, четыре
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех хочу пересчитать;
Папа, мама брат, сестренка,
кошка мурка, два котенка,
мой щегол щенок и я – вот и вся моя семья.
Воспитатель: Дети, попробуйте теперь ответить на вопросы, которые были поставлены перед нашей экскурсией
Что общего у этих животных?
Почему этих животных мы смотрим через стеклянные ограждения?
Почему надо охранять этих животных?
Итоги занятий. Сегодня мы дополнили свои знания о пресмыкающих, узнали, почему им требуется охрана и каких пресмыкающих мы можем встретить у нас в ауле.