Зинаида Калинина
Конспект занятия по краеведению «Архитектура города Ярославля» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по краеведению «Архитектура города Ярославля»
Подготовительная группа, Калинина З. Н., 2025
Цель: познакомить детей с архитектурными памятниками города Ярославля
Задачи:
Обучающие:
- закрепить понятия «Архитектор и архитектура»;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Темочки
- учить при рассматривании зданий обращать внимание на их архитектурные особенности;
- дать первоначальные знания об особенностях стилей (классический, барокко, модерн);
Развивающие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
- обогащать словарь детей;
развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
- развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей.
Воспитательные:
- формировать духовно-нравственные и эстетические качества личности ребенка;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего города.
- вызвать чувство гордости; нравственно-патриотические чувства
Словарная работа: архитектор, архитектура, архитектурные сооружения.
Предварительная работа: чтение книг, рассматривание альбомов с архитектурными сооружениями города Ярославля, экскурсии детей с родителями по городу, беседы: «Профессии бывают разные?»,
Материалы и оборудование: презентация, «Геоконт», «Виммельбух»
Ход НОД
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принес письмо от родителей Элли.
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята! В нашем небольшом городке Канзасе произошла беда, ураган унес наш фургончик, в котором мы жили вместе с Элии и ее псом Тотошкой. Мы верим, что наша дочь вернется, а пока мы ее ждем, мы решили построить себе новый, крепкий дом. А с чего начать мы не знаем. Слышали, что есть люди, которые знают толк в строительстве, только кто же они такие? Помогите нам, пожалуйста, дайте совет, какой дом построить.
Воспитатель: дадим родителям Элли совет? (Ответы детей). Но для того, чтобы совет был полезным, вспомним для начала, что вы знаете о строительстве домов?
- Какие строительные профессии вы знаете? (Ответы детей)
(тракторист, экскаваторщик, крановщик, каменщик, кровельщик, стекольщик, плотник, столяр, маляр, электрик, шофер)
Воспитатель. А я знаю еще одну профессию, без которой не обойтись при строительстве, это архитектор.
Воспитатель: Строители строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Архитектор – это художник-строитель. Он рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения. А рабочие по проекту строят дом.
Все дома называются - архитектурные сооружения. Что такое архитектура? Это здания и сооружения.
Вот видите сколько разных профессий нужно, чтобы построить дом.
Давайте сейчас попробуем стать архитекторами, но т. к. вы пока начинающие архитекторы, то чертежи вы будете делать по образцу.
А помогут нам в этом наши геоконты.
Проходите за столы. Раздаю схемы, помогаю при затруднении.
(Детям даются листы с координатами разной сложности).
Наши чертежи готовы, самое время построить дом, выходите ко мне.
Ф/М
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опус-каем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитатель: в нашем городе построено много разных домов, и про наш город часто говорят, что он древний и современный. Почему? Как отличить современное здание от старинного?
В разные времена люди жили по-разному, и архитекторы строили дома такими, какими их хотели видеть люди той или иной эпохи.
Они отличались своей архитектурой.
Так появились направления в работе архитекторов, которые называются стилями архитектуры.
Сегодня мы познакомимся с особенностями классического стиля, барокко и модерн.
Предлагаю рассмотреть первые 2 здания: дом общества врачей (1820г, здание торговых рядов (1813-1818)
Воспитатель: что общего в этих зданиях? (колонны и балконы, выступающие вперед, прямоугольные окна без украшений, треугольная крыша). Все здания, у которых выделяются перечисленные признаки, относятся к классическому стилю. В центре Ярославля таких зданий много.
Следующие здания: дом Вахрамеева (1780 г, дом Донцовых и Лопатиных (конец 19в)
Что общего в этих зданиях? (на зданиях много украшений, лепнины, наблюдается наличие округлых форм в оформлении окон и крыш, здания могут быть украшены колоннами, окраска зданий радостная). Все здания, у которых есть перечисленные признаки относятся к стилю барокко. В ту эпоху большое внимание было уделено внешнему архитектурному убранству домов. Богатые люди украшали свои дома разными скульптурными деталями (фигурки ангелов, животных и др, лепниной. Много туристов из разных городов нашей страны и других государств приезжают в наш город, чтобы полюбоваться этими архитектурными памятниками.
Далее дети рассматривают современные здания: жилой дом и ТЮЗ
Воспитатель: что вы можете рассказать об этих зданиях?
Вместе с воспитателем дети анализируют особенности этих зданий по своему назначению. Уточняю ответы детей и говорю о том, что современные здания относятся к стилю модерн.
Какие оказывается есть красивые здания в нашем городе.
Выходите, расскажем еще о нашем городе.
Ф/м
В нашем городе здания- красивые и высокие (руки вверх)
Есть проспекты, аллеи широкие (руки в стороны)
Есть мосты над реками- радугой (руки описывают дуги вправо-влево)
И фонтаны бьют в небо- радостно (руки вверх, сжимать-разжимать ладони)
В нашем городе реки глубокие (наклонились, руки вниз)
Фонари красотою – строгие (руки вверх)
В скверах-парках деревья – зеленые ( руки вверх: движения вправо-влево)
Мы в свой город с детства- влюбленные! (похлопали в ладоши)
Давайте рассмотрим и другие здания нашего города и попробуем определить к какому стилю они относятся.
Дети рассматривают Виммельбух по зданиям Ярославля.
Определяем их стиль. Хвалю детей.
Рефлексия:
Воспитатель: Вы сегодня много нового узнали на занятии. А что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Воспитатель: как вы думаете, сможете ли вы помочь советом родителям Элли?
Давайте опять превратимся в архитекторов и попробуем нарисовать чертеж дома, который по вашему мнению лучше всего бы подошел для Элли и ее семьи, а потом мы отправим обратным письмом ваши чертежи в Канзас, чтобы родителям Элли было легче построить новый дом.
Воспитатель:
Подводя итог занятия, я хочу сказать:
- Вы уже знаете, что все профессии нужны и все профессии важны. Я надеюсь, что среди вас тоже есть будущие архитекторы и строители, которые совсем скоро удивят нас новыми, прочными, современными, красивыми постройками. И туристы, приезжая в Ярославль будут любоваться уже вашими постройками.