Грищенко Татьяна
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения для детей с ОНР «Путешествие веселого язычка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [Ш] в предложении.
Задачи:
Образовательные.
- Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать речевое дыхание; силу голоса; артикуляционную моторику; чувство ритма.
- Уточнять и закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях и стихах.
Публикация «Конспект занятия по коррекции звукопроизношения для детей с ОНР „Путешествие веселого язычка в осенний лес“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- Развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мелкую моторику.
- Закреплять умение выделять звук на фоне слова; находить предметы с заданным звуком; определять позицию звука в слове.
Воспитательные.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: Су-Джоки; изображения деревьев, сухие листья (березовый, осиновый, дубовый, кленовый, рябиновый, тополиный); предметная картинка змея; игра «Волшебная змейка» с предметными картинками (кошка, мишка, лошадка, каша, машина, шапка, пушка, лягушка, мышка, белка, кепка, яблоко, букет, лейка); настенное зеркало, стульчики по количеству детей.
Ход занятия : 1. Орг. момент.
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим рассказывать сказку о нашем веселом язычке.
- По дорожке по тропинке мы в осенний лес пойдем,
Интересней приключенья мы конечно не найдем.
Дети идут вокруг деревьев.
Образование притяжательных прилагательных.
- Смотрите, сколько красивых деревьев вокруг и с них слетают разноцветные листочки. Положите по одному на свою ладошку.
- Даша, у тебя лист с какого дерева? (с березы) Значит это какой листочек? (березовый) (осина – осиновый, дуб – дубовый, клен – кленовый)
Дыхательные упражнения.
- А сейчас подуем нашим язычком на листочки, чтобы они улетели с ладошки. (Ротик приоткрыт, широкий кончик языка лежит на нижней губе, подуть на листочки холодной воздушной струей).
Давайте присядем на пенечки и отдохнем, полюбуемся красотой леса.
Дети садятся на стульчики перед зеркалом.
Самомассаж лица.
В осеннем лесу очень холодно. Наш язычок замерз, замерзло все личико. Давайте разогреемся, сделаем массаж.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щечки.
Мы теперь утятки - клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Уголками губ мы щечки поднимаем,
А потом от носа вниз к губам стекаем.
Губки пожуем мы, шарики надуем
И губами вправо-влево потанцуем.
Мы язык за губку заворачиваем,
Кулачком по губе поколачиваем.
За другую губу заворачиваем
И другим кулачком поколачиваем.
Тянем подбородок и к ушам щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
- Пришел язычок в осенний лес и от удивления широко открыл свой ротик.
(упр. «Окошко»)
- Так красиво вокруг, что язычок от восторга зашлепал губками (упр. «Месим тесто»). Сопровождаем легкими похлопываниями в ладоши.
- Устал язычок и присел отдохнуть на лесной полянке (упр. «Блинчик») Сопровождаем вытянутой прямой ладошкой.
- Отдохнул немножко и решил выпить чаю из чашечки (упр. «Чашечка») Ладонью делаем чашечку.
- А чай язычок любит пить с вареньем (упр. «Вкусное варенье»). Ладошкой повторяем движения языка.
- Даша, какое варенье было у твоего язычка? (Малиновое, вишневое и т. д.)
Ритмическое упражнение
(Упр. «Весёлый дождик»)
Дождик капнул на ладошку–Т-Д, Т-Д
(правой рукой имитируем падающие капельки дождя)
На цветок - Т-Д, Т-Д,
(левой рукой имитируем цветок, правой – капельки)
И на дорожку - Т-Д, Т-Д,
(вытянутой левой руки - дорожку, правой – капельки)
Застучал по крыше он - Т-Д, Т-Д,
(левой рукой – крышу, правой – капельки)
И раздался частый звон-Т-Д, Т-Д, Т-Д.
Изолированное произнесение звука.
- Сидел язычок на полянке и вдруг услышал, как рядом с ним зашипела змея.
И захотел сам пошипеть. Подскажите язычку как правильно произнести звук [Ш].
(Губы вытянуты вперед рупором, язычок в форме чашечки поднимается за верхние зубки, воздушная струя теплая)
- Пошипим вместе с нашим язычком, рукой изображая змею. Сначала язычок шипел тихо, а потом ему понравилось, и он зашипел очень громко. Потом снова тихо и опять громко.
Произнесение звука в слогах. Массаж рук Су-Джоком.
Язычок вспомнил, что он знает интересную игру про змейку с колючими ежиками Су-Джоками. Поиграем вместе с ним.
Ш – шипит в камнях змея.
Змей здесь целая семья.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
(катаем между ладошек)
- Как погода хороша!
Зашипели змейки – ША.
Ша-ша-ша-ша-ша-ша
(перебираем подушечками пальцев)
- Никуда я не спешу.
Прошипела змейка – ШУ.
Шу-шу-шу-шу-шу-шу
(зажимаем в правой ладони)
- Свежим воздухом дыши.
Произносим слоги – ШИ.
Ши-ши-ши-ши-ши-ши
(зажимаем в левой ладони)
- Солнце греет хорошо!
Повторяем слоги – ШО.
Шо-шо-шо-шо-шо-шо
(передаем из ладоно в ладонь)
- Как приятно на душе!
Улыбнулись змейки – ШЕ.
Ше-ше-ше-ше-ше-ш
(катаем между ладонями).
Произнесение звука в словах, определение позиции звука в словах.
Компьютерная игра «Учимся говорить правильно» : определи место звука [Ш] в словах, распредели картинки по домикам.
- Пошел язычок дальше и вышел на полянку, на которой стоят два домика.
В первом домике горит первое окошко в нем будут жить картинки в названии которых звук [Ш] стоит в начале слова. Во втором домике – среднее окошко. Там живут картинки, где звук в середине слова. Помогите язычку найти каждой картинке свой домик. (Дети называют картинку, определяют позицию звука в слове, называют необходимый домик)
Произношение звука в предложении. Игра «Волшебная змейка».
- Решил язычок собрать свою разноцветную змейку. Поможем ему?
Только змейка должна быть не простая. На ее спинке будут картинки в названии которых есть звук [Ш], любимый звук всех змей.
- Выберите картинку в названии которой есть звук [Ш]. Назовите ее. А теперь возьмите одно звено нашей змейки, прикрепите к нему свою картинку.
- Давайте соберем змейку. А ваши язычки скажут полным ответом, обязательно называя какой предмет будет на ее спинке. (Я подарю змее новую машинку, плюшевого мишку, вкусную кашу и т. д.) Дети собирают змею, соединяя звенья на липучках.
Закрепление звука в стихотворении.
- Посмотрите, какая получилась у нас змейка. А вы хотите выучить про нее стихотворение. Послушайте.
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит.
Устала бедная уже,
А знает только букву Ш-Ш-Ше.
Дети повторяют стихотворение за логопедом.
- Молодцы, вечером вы повторите стихотворение с воспитателем.
Итог занятия.
Наша сказка о путешествии веселого язычка в осенний лес подошла к концу.
Нам пора возвращаться в детский сад.
- По дорожке по тропинке в садик мы сейчас пойдем,
Много новых впечатлений мы с собою унесем.
Дети идут вокруг деревьев.
- Вот мы и в нашей группе.
Что же делал сегодня наш язычок?
Вам понравилась сказка?
На следующем занятии мы будем рассказывать новую сказку о нашем веселом язычке.