Анастасия Поварова Лебедева
Конспект занятия по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие»
Подготовила и провела:
педагог-психолог Лебедева А. А.
Cергиев Посад
2013
Публикация «Конспект занятия по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство - самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.
В последние годы резко возросло количество детей с отклонениями в развитии. Большинство из них имеют нарушения, в числе прочего, и когнитивной сферы, в связи с чем особенно востребованным становится материал, который можно было бы использовать не только для развития, но и для коррекции различных параметров познавательной сферы, в частности мышления.
Материалы, использующиеся нами в ходе занятий, способствуют развитию когнитивных процессов – различных параметров внимания, связной речи, понимания причинно-следственных отношений, сюжетных линий, скрытых подтекстов у детей начиная с 4,5-5 лет, так и для коррекции этих процессов у детей того же и более старшего возраста, имеющих такие нарушения в развитии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, отставание в умственном развитии и др.
Виды психических процессов
Познавательные: Ощущение, Восприятие, Представление, Воображение, Мышление, Память, Речь, Внимание
Эмоциональные: Эмоции, Чувства, Аффекты, Стресс
Волевые: Борьба мотивов, Принятие решения, Постановка цели
Цель: коррекция и развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников. На примере сказочных героев показать значимость в повседневной жизни человека таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Задачи:
• корректировать психические познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста;
• способствовать снятию мышечного напряжения у детей;
• развитие целенаправленного внимания;
• развитие зрительной и слуховой памяти;
• развивать у детей способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, а также, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов;
• развитие активной речи;
• развитие творческих способностей, воображения;
• развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой, а также, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе.
Предварительная работа:
- мониторинг уровня развития психических познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
- создание группы по коррекции психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Д/с №6 – ЦРР»;
- проведение индивидуальных/групповых занятий с детьми группы коррекции 2 раза в неделю по 25 минут (в течение 2012 – 2013 уч. года);
- обучение дошкольников работе с материалами из комплекта коррекционно – развивающих заданий (Г. С. Кагарлицкая «Что за чем и почему?»);
- использование печатного материала в коррекционно-развивающей работе (серия рабочих тетрадей ВСЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА – внимание, память, мышление, математика, речь, письмо).
Оборудование:
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»;
Игра «Волшебный мешочек» (геометрические объемные фигуры);
Комплект коррекционно – развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет (Г. С. Кагарлицкая «Что за чем и почему?»);
Короткий рассказ для заучивания (для детей дошкольного возраста) «Четыре бабочки»;
Иллюстрации Ю. Д. Кладиенко «Сказки про зверят»;
Персонажи из детских сказок (Красная Шапочка – Ш. Перро «Красная Шапочка»; Карлсон - А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Кот в сапогах - Ш. Перро «Кот в сапогах»; Чиполлино – Дж. Родари «Приключения Чиполлино»; Буратино – А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Незнайка – Н. Н. Носов «Незнайка на Луне»; Айболит – К. Чуковский «Айболит»);
Магнитная доска/магниты, акварельные краски, кисти для рисования, листы формата А4, фломастеры, музыкальный центр.
Список используемой литературы:
Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» (Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений, Москва, 2010 г.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Вся дошкольная программа. Письмо. Внимание. Память. Речь. Математика», 2011г.
Истратова О. : Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники, 2013 г.
Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др. ; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009г.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. - Практикум по детской психологии, 2010г.
Ход занятия:
I. Приветствие.
Деятельность педагога-психолога
Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости! Ребята, давайте создадим для всех хорошее настроение добрыми пожеланиями.
Деятельность детей
Игра «Волшебный клубочек» (под сказочную музыку)
II. Начало занятия.
Деятельность педагога-психолога
Ребята, сегодня, мне бы очень хотелось пригласить вас отправиться в сказочное путешествие.
Вы согласны? А Вы не боитесь опасностей и трудностей, которые могут возникнуть на нашем пути?
В путешествии необходимо быть очень внимательными, сообразительными, чтобы суметь найти выход из любой трудной ситуации, также нам пригодятся хорошая память, воображение.
Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? Тогда в путь!
Деятельность детей
Ответы детей
III. Задание на развитие внимания.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Красной Шапочкой.
Ребята, Вы узнали девочку? Из какой сказки наша героиня?
Красная Шапочка: «Ребята, совсем недавно, когда я шла в гости к своей бабушке, то встретила двух художников. Они громко о чём-то спорили. Увидев меня, они остановились и попросили помочь им - определить, кто из них лучше рисует. Тогда, я предложила им нарисовать меня рядом с домиком бабушки. Художники согласились. В итоге, я получила 2 картины, но на одной из них, по-моему, чего-то не хватает. Поможете мне найти различия?»
После того, как задание выполнено, Красная Шапочка благодарит ребят за помощь и уходит.
Деятельность детей
Ответы детей
Упражнение «Найди 10 отличий». Каждый из детей подходит к мольберту с изображениями и обводит фломастером отличие, которое он нашёл.
IV. Упражнения на развитие мышления.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Чиполлино. Ребята, Вы узнали героя сказки? Кто это?
Чиполлино: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить задание. Дядюшка Тыква подарил мне набор карточек, на которых изображены различные предметы. Нужно определить, какой предмет лишний в каждой карточке и объяснить, почему я так решил. Поможете мне, ребята?»
После того, как задание выполнено, Чиполлино благодарит ребят за помощь и уходит.
Деятельность детей
Ответы детей
Игра «Четвёртый лишний». Дети определяют лишний предмет на каждой картинке, свой ответ аргументируют (обобщают категории предметов, рассуждают).
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Кот в Сапогах.
Кот в Сапогах: «Здравствуйте, ребята, Вы меня узнали? А Вы умеете выполнять задания по образцу? Тогда, я сейчас проверю, как Вы умеете это делать».
После того, как задание выполнено, Кот в Сапогах хвалит ребят за старание и прощается с ними.
Деятельность детей
Ответы детей
Дидактическая игра «Сортировка предметов по цвету и форме». 1 серия – дети выкладываю перед собой последовательный ряд карточек, в соответствии с заданным образцом. 2 серия – дети выкладывают на индивидуальных листах карточки, с учётом их классификации по форме и цвету.
V.Физкультминутка.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Айболитом.
Айболит: «Здравствуйте, друзья мои! Долго Вы путешествуете? Наверное, совсем устали. Давайте немного отдохнём.
Деятельность детей
Дети выполняют физкультминутку совместно с психологом (под музыку Е. Железновой «У жирафа»)
VI. Задания для развития памяти.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Карлсоном.
Карлсон: «Приветствую Вас, друзья! Я - мужчина хоть куда! Ну в полном расцвете сил! Узнали? Молодцы! Недавно, я пролетал над лесом и сфотографировал прекрасную лесную опушку с её жителями. Сейчас я покажу вам эту фотографию, а Вы рассмотрите её внимательно и постарайтесь запомнить, что на ней изображено.
После того, как задание выполнено, Карлсон хвалит ребят за старание и прощается с ними.
Деятельность детей
Ответы детей
Дети в течение 30-45 секунд рассматривают картину, далее картина убирается, а дети рассказывают о том, что они успели запомнить из увиденного на картине.
VII. Развитие восприятия/ощущения.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Незнайкой.
Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Как здорово, что я Вас встретил! А Вы знаете, как меня зовут? А знаете, почему меня так назвали? Вчера я нашёл мешочек с фигурками, но, вот беда, я даже не знаю, как они называются и что с ними можно делать. Ребята, помогите мне, пожалуйста, расскажите, что это за фигурки»
После того, как задание выполнено, Незнайка благодарит ребят за помощь и прощается с ними.
Деятельность детей
Ответы детей
Игра «Волшебный мешочек» (объёмные геометрические тела)
VIII. Развитие воображения, формирование навыков работы в паре.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Буратино.
Буратино: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я видел, как Вы ловко выполняли все задания, и мне тоже захотелось придумать для Вас что-то интересное. Мне бы хотелось посмотреть, как Вы умеете выполнять задание в паре. Вы согласны попробовать?
Папа Карло, сшил мне колпачок, курточку и штаны, а вот про носки совсем забыл. Ребята, придумайте, пожалуйста, узор, для носков, но, помните, что он должен быть у каждой пары одинаковым. Для этого Вам нужно будет договориться друг с другом о том, какой будет узор и нарисовать его. Приступайте!»
После того, как задание выполнено, Буратино благодарит ребят за помощь и прощается с ними.
Деятельность детей
Ответы детей
Совместное рисование, в парах, на листе формата А4 с нанесенными контурами носков (под спокойную музыку)
X. Заключительная часть.
Деятельность педагога-психолога
Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Сегодня мы с вами встретили героев из разных сказок, замечательно выполнили все их задания. Вы – молодцы! Вам понравилось путешествие? Что Вам больше всего понравилось? В завершении нашего занятия предлагаю передать друг другу эстафету дружбы.
Деятельность детей
Игра «Эстафета дружбы». Дети встают в круг и передают, как, эстафету, рукопожатие.