Щеглова Татьяна
Конспект занятия по конструированию из ткани «Изготовление тряпичной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, изготовление куклы из носочков.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по конструированию из ткани „Изготовление тряпичной куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);
2. Обогащать и активизировать словарь детей (соломенная, тряпичная, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)
3. Познакомить с видами народных кукол. («Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук,координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать одинаковые предметы. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приё мы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «Чур, моя»
- наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные:, загадки, вопросы, ответы.
Оборудование:
Костюм матрешки, волшебный сундучок с куклами, фоновая русская народная музыка, носочки,вата, резинки для выполнения основной работы, волшебный мешочек.
Содержание занятия.
Под музыку входит воспитатель в народном костюме
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Меня зовут Марья Искусница. Я живу далеко, далеко, в тридевятом царстве. В своем сказочном государстве я узнала, что есть на свете такой детский санаторий, в котором живут хорошие, дружные ребята и давно хотела попасть к ним в гости. Вот сегодня исполнилась моя мечта и я попала в настоящий детский санаторий! Как у вас здесь красиво, светло, уютно! А сколько разных игрушек и интересных игр! А эти игрушки вы сделали своими руками (нет)
-Где же сделали такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)
- В нашей сказочной стране нет таких игрушек. Познакомьте меня с ними. (прохожу вдоль шкафов, выбираю игрушки, прошу детей их назвать и сказать, из чего сделана игрушка. (показываю кеглю, спрашиваю, как называется эта игрушка, из чего
сделана (из пластмассы, значит она пластмассовая, деревянный кубик, железная машина, резиновый мячик.
-Какие у вас интересные игрушки. А вы знаете, что давным - давно, когда еще ваши бабушки и дедушки были маленькими, не было фабрик, где делали бы игрушки и мамы, бабушки игрушки делали для своих деток своими руками. У меня есть волшебный сундучок, где спрятались такие игрушки. Хотите посмотреть?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
(в сундучке куклы из соломы, из ниток, из тряпочек)
-Смотрите, сколько игрушек спряталось в моем сундучке. Как можно одним словом назвать эти игрушки (куклы)
-Таких кукол не купишь в магазине, я сделала их своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу. Как вы думаете, из чего сделана эта кукла -клоун (из соломы, она соломенная). А эта кукла из чего сделана? (из ниточек)нитяная?. А эта кукла сделана из разных лоскуточков, тряпочек, это тряпичная кукла.
- Как вы думаете, эти куклы старинные или современные?
-Вот с такими куклами играли ваши бабушки. С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких.
С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.
Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Иногда родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфету и успокаивался. Когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали до тех пор пока она не понадобиться снова.
- Вам понравились мои куклы?
-А вы хотите сделать для себя такую куклу? Тогда я вас научу.
Раньше ваши дедушки и бабушки делали игрушки, из чего придется. А то, из чего мы с вами будем делать куклу, прячется в моем волшебном мешочке. Ребята, скажите, как можно, не заглядывая в мешочек, угадать, что в нем лежит? ( ответы детей: потрогать, понюхать, (трогают, нюхают, не угадали). Тогда попробуйте отгадать загадку. Как называются варежки для ног? (носки)
Правильно, ребята. В моем волшебном мешочке ваши носочки.
Все маленькие дети часто теряют свои носочки, а потом ищут их и под шкафом, и под кроватью, и под столом. А носочки такие красивые, разноцветные. Бывает, что носочки не находят своих хозяев и тогда они попадают ко мне.
Посмотрите, сколько у меня носочков собралось.
Показ работы воспитателем.
-Вот вам по носочку для изготовления куклы (раздаю) только для работы нам понадобятся два носочка, а чтобы найти второй носочек, мы сейчас с вами поиграем. Игра называется «Найди пару». На моем столе разложены пары к вашим носочкам. Под музыку мы будем ходить вокруг стола, а вы глазками будете искать пару к своему носочку. Только когда закончится музыка, вы возьмете свой носочек.
(Дети разобрали носочки, уселись за столы)
- Носочки для работы у нас есть, еще нам нужна будет вата и резиночки, которыми девочки делают себе прически.
- А сейчас я покажу вам, как сделать из наших носочков куклу.
- Сначала мы нашей кукле сделаем голову. Носочек сложен пополам, вот у него пяточка. Возьмем в руки вату, засунем ее внутрь носочка, там, где пяточка. Резиночкой перевяжем это место. – Что у нас получилось? (голова) Теперь развернем носочек так, чтобы на нем был виден узор, это сарафан нашей куклы. Отступим от головы немножко вниз и опять перевяжем резиночкой, чтобы получилась дырочка. Как вы думаете, для чего она нужна? (для рук) Теперь будем делать руки. Для этого возьмем второй носочек, сложим его пополам и скатаем трубочкой или жгутиком. Проденем этот жгутик в отверстие. Что у нас получилось? (руки) Чего не хватает на наших руках (ладошек) Возьмем резиночки, отступим немножко от края руки и сделаем резиночкой перевязку на одной и на другой руке. Получились ладошки. Вот и готова наша кукла. Красивая кукла у меня получилась? Давайте нашей кукле придумаем имя. (дети называют).
- А теперь мы нашей … будем делать подружек. Только сначала давайте приготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
- Пальчики наши приготовились, давайте вспомним, с чего мы начнем работу? (повторение изготовления куклы) Ребята, когда вы будете мастерить свою куклу, придумайте ей красивое имя.
Самостоятельная деятельность детей. (под музыку)
- Ребята, какие красивые куклы у вас получились. А почему они все разные? Какие имена вы придумали своим куклам. Из чего мы с вами сделали наших кукол? А еще какие куклы сегодня приходили к нам в гости? (соломенная, тряпичная, кукла из ниточек)
- В старину, после работы, люди любили повеселиться. Они устраивали хороводы, игры, забавы. Делу – время, потехе час. Сейчас мы тоже поиграем с нашими куклами. Игра называется «Чур, моя»
На полу раскладываются куклы, дети водят под музыку вокруг них хоровод. Как только музыка заканчивается, дети присаживаются на корточки, накрывают ладошкой куклу и говорят «Чур, моя». Воспитатель каждый раз убирает по одной кукле. Кому кукла не досталась, выбывает из игры. Последний ребенок считается самым ловким.
- Ребята, мне было с вами очень интересно. Но пора отправляться в свое тридевятое царство. До свидания, ребята, до новых встреч.