Маргарита Пышненко
Консультация для воспитателей «Так играли наши предки»
▼ Скачать + Заказать документы
(Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду)
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и др.? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются народными. Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П. Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. Ушинский К. Д. считал эти игры наиболее доступным материалом для детей. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Так играли наши предки“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка – выручалочка», «Пятнашки» и др.).
Народные подвижные игры имеют большое организующее значение. Это заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Ребенку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не получится. И поэтому в старшем дошкольном возрасте дети сами следят за точным соблюдением правил каждым играющим.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Так, например, зачины, которые являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
***
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
***
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Не надо забывать, что считалка это и проявление словесного детского творчества.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на две команды.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных и патриотических чувств.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
Игровая
Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в середине. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
- У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели
Разом делали, как я!
При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить. Тот, кто повторил движение лучше всех, становится ведущим.
Указания к проведению. Игра может быть использована при организации, детских праздников. Участие взрослого делает ее более интересной. Движения, придумываемые водящим, должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.
Молчанка
Описание игры. Перед началом игры все участники произносят певалку:
- Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок —
Молчок!
После того, как сказано последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, веселыми словами, прибаутками. Тот, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант.
Указания к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущий выбирается с помощью считалки. Ему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Выкупать фанты можно сразу, как только кто-либо из играющих засмеется или заговорит.
Холодно - горячо
Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».
Вместо слов можно предупреждать о близости предмета тихой или громкой игрой на фортепьяно, сильным или слабым звоном колокольчика.
После того как предмет найден, выбирается новый водящий.
Городки
Игра существует более двух столетий. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.
Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Играют команда на команду или игрок на игрока. Каждый игрок имеет право на два броска. Первый бросок он делает с кона. Каждую новую фигуру начинают сбивать с кона. Если игрок выбил из города-квадрата всю фигуру, ставится новая фигура. Если игрок выбил фигуру не всю или хотя бы один городок, вторую биту он бросает уже с полукона. Затем бросает биты следующий игрок его команды. И так до тех пор, пока все игроки его команды не выполнят по два броска. Затем наступает очередь следующей команды. Выигрывает команда, которая быстрее выбьет все фигуры.
Литература:
1. Кенеман А. В., Осокина, Т. И. Детские народные подвижные игры.
М. : Просвещение, 1995 г.
2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Айрис-Пресс, 2004 г.