Яна Кузьмина
«Весёлые матрёшки». Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Весёлые матрёшки"
Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенностями росписи Полхов- Майданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов- Майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Материал: Образцы матрёшек Полхов- Майдана; бумажный силуэт матрёшки, восковой карандаш чёрного цвета, акварель, кисти, салфетки- на каждого ребёнка.
Публикация «„Весёлые матрёшки“, Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Рассматривание матрёшек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрёшки.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Ход занятия
Воспитатель. (выставляя на стол 8 матрёшек из одного набора).
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
На столе у нас живут- всех матрёшками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом.
Посмотрите- ка, ребята, чем матрёшечка богата?
У матрёшки- невелички есть весёлые сестрички.
В каждой красавице- матрёшке спрятана сестричка поменьше (вкладывает матрёшек одну в другую). А какие они яркие да нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?
Около ста лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку- куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по- русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матрёнами, ласково- матрёшками.
Словно репка она круглобока, и под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко парой чёрных смородинок- глаз.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить её из дерева токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой- в Сергиевом Посаде, и около Новгорода- в селе Семёново, и недалеко от города Мурома- в Полхов- Майдане. У каждого мастера матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер.
Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24
сестричек, и самые простые- всего 3 куколки. Но дело не в том, что сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками- матрёшками.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с Полхов- Майданскими матрёшками. По форме они удивлённые, с небольшой головой. А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки- полушалки с цветами, поверх сарафана- фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники Полхов- Майдана? (Ответы детей.) Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров Полхов- Майдана секрет- сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод чёрной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрёшки- в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками- алой, лиловой, зелёной, жёлтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.
Яркие получаются матрёшки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс.
Мы матрёшки, мы сестрички, мы толстушки- невелички,
Как пойдём плясать и петь, вам за нами не успеть.
Сегодня вы станете мастерами- художниками и сами распишете матрёшек (раздаёт силуэты). Сначала нарисуйте все детали одежды восковым карандашом, а затем разведите на палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрёшек цветными, яркими.
Воспитатель может показать приём рисования Полхов- Майданских маков и роз. Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования педагог обращает внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрёшек.