Наталья Панкова
Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Сказочная птица»
▼ Скачать + Заказать документы
Провела воспитатель Панкова Н. А.
Цель: рисование сказочных птиц в технике витража.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения;
-научить детей наносить узоры, пользуясь штампами и ватными палочками;
- раскрыть особенности изображения витражных картин: многообразие и взаимосвязь объектов;
2. Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать умение детей соотносить свой рисунок с образцом, находить признаки сходства и отличия;
Публикация «Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе „Сказочная птица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Сказочная птица. Волшебные, жар-птицы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
-развивать интерес к новым знаниям, творческие способности, координацию речи с движением и мелкую моторику;
- развивать эстетическое, художественное и эмоциональное восприятие;
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь сказочным героям;
- закреплять умение употреблять в речи вежливые слова: приветствия, прощания;
Материалы и оборудование:
для воспитателя: модель дворца, декорация «Лес», конусные игрушки «Царь», «Царевич», ширма, бумажная птица, технологический рисунок «Этапы рисования птицы», перья разного цвета;
для детей: чёрная гелевая ручка, кисти, краски, тарелочки с гуашью синего и красного цвета, ватная палочка, 2-3 штампа, альбомный лист с изображением птицы, салфетка, стаканчик с водой;
Предварительная работа: чтение сказок «Петушок – золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк», «Конёк-горбунок», рассматривание витражных картин;
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Психологичесое упражнение «Я здороваюсь везде».
Я здороваюсь везде,
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день!
Мне здороваться не лень!
2. Развивающая гимнастика.
(выставляется бумажная птица)
- Посмотрите, кто к нам прилетел: это птица! Какая же она необычная, красивая, яркая. Давайте посмотрим, как она летает.
Упражнение для глаз «Полёт птицы»
(на столе остаются перья)
- Посмотрите, какие перышки она потеряла. Давайте все возьмём по пёрышку и подуем на них. Но дуть нужно осторожно, ведь пёрышки лёгкие, пушистые и могут слететь с ладошки.
Упражнение на дыхание «Подуем на пёрышки».
3. Вступительная беседа.
- Ребята, эта необычная птица живёт только в сказке. Чтобы её увидеть нужно попасть в сказку. Хотите её ещё раз увидеть?
- Тогда мы отправимся в сказку. Скажем дружно:
1,2,3, - сказка, двери отвори!
(отодвинуть ширму. За ней находится модель дворца. Подозвать одного из детей)
- Давай, Женя постучись в сказочный дворец. (обратить внимание, чтобы стук был не громкий)
(двери дворца открываются, из них выходят царь и Иван-царевич- конусные куклы)
Царь:
Как увидал перо я птицы Жар
Сразу покой я потерял!
Не могу спокойно жить -
Хочу её я завести!
Царевич:
Не грусти, отец, постой,
Я исполню твой каприз любой!
Пойду сейчас искать по свету –
И добуду птицу эту!
Воспитатель:
Не, спеши, Иванушка из дома уходить –
Наши дети в группе вам смогут угодить!
- Ну что, ребята, поможем найти Иванушке сказочную Жар-птицу и принести её во дворец? Но сначала давайте вспомним, каких сказочных птиц вы знаете. Я буду читать загадку, а вы называете птицу и сказку, в которой она упоминается.
Загадки:
Унесла его лиса, аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок. Кто же это?. (петушок)
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. (гуси-лебеди)
В этой сказке всё отлично :
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть (курочка Ряба)
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём –
И светло в ночи, как днём. (жар-птица)
- Молодцы, вы очень хорошо умеете отгадывать загадки, правильно назвали всех птиц. (выставить изображение жар-птицы) А вот и жар-птица, которую ищет Иван-царевич.
- Посмотрите, как необычно она изображена. Эта техника изображения называется витраж.
Витраж – это особенная картина, составленная из цветных стекол, скрепленных между собой узкими металлическими полосками, как мозаика. Это очень трудная работа, ведь кусочки стекла нужно вырезать точно, чтобы они соприкасались с другими кусочками. Это и опасная работа, т. к. стеклом можно запросто порезаться, края у кусочков острые. Поэтому нужно быть очень осторожными, аккуратными, пользоваться специальными инструментами и соблюдать особые правила – технику безопасности.
Витражами украшают окна, стеклянные двери, перегородки, купола в церквях и храмах. Свет, проходя через цветные стёкла, окрашивается в их цвета и создаёт особую атмосферу в помещении, всё вокруг становится волшебным, радостным, таинственным.
(включить на компьютере просмотр слайдов с изображением витражей)
Рассказ воспитателя во время просмотра:
- Представьте, что на улице плохая погода – хмурый серый день. Скучно стало смотреть в окно. Но если посмотреть в эти окна, то можно заметить, как фантастически меняется мир. Пасмурный день станет ярким, красочным, солнечным. Красивые окна?
- Художники давно обратили внимание, что разные цвета по-разному воздействуют на человека: одни – успокаивают, другие – волнуют, третьи – радуют.
4. Сообщение темы.
- Как вы думаете, какие сюжеты можно использовать, изготавливая витраж?
- Давайте украсим окна во дворце витражами сказочных птиц, чтобы царь всегда вспоминал о Жар-птице и у него было радостное настроение. Мы не сможем сделать витражи из стекла, т. к. у нас нет специальных инструментов, цветного стекла, но мы можем нарисовать рисунок, похожий на витраж.
5. Пальчиковая гимнастика.
Давайте вспомним названия обычных настоящих птиц.
Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко,
Эта – зяблик, эта – чиж, эта – развесёлый стриж,
Ну а это – злой орлан, «Птички, птички, по домам».
- Молодцы! Теперь приступим к работе.
6. Рисование по этапам.
I. Раскрашивание контура птицы жёлтым цветом.
- Ребята, каким цветом мы будем показывать, что это Жар-птица? (желтым или оранжевым)
- Почему именно эти цвета вы возьмёте для работы? ( потому что она похоже на солнышко: освещает и согревает, а солнышко жёлтого или оранжевого цвета)
II. Нанесение узоров штампами в технике печати.
- Кто знает, чем отличается сказочная птица от обычной? (ярким опереньем, разными узорами)
Динамическая пауза:
Прилетела к нам Жар-птица,
Поклевала из корытца,
По садочку погуляла,
Вокруг клумбы станцевала,
Влево – вправо посмотрела,
А потом уж улетела.
III. Рисование кружочков ватной палочкой.
- Каким цветом ты будешь рисовать? ( ответы детей: красным, синим)
- Покажи где этот цвет.
IV. Обведение каждого элемента рисунка чёрным цветом.
- Посмотрите, какие рисунки у нас получились, а вот какие должны получиться. Чем они отличаются? (на втором рисунке все узоры и сама птица обведены чёрным цветом) Что мы должны сделать дальше? (обвести на своих рисунках)
7. Наклеивание рисунков на место окон на модели дворца. Анализ работ.
- Красиво как получилось! А какой рисунок больше всего понравился? У кого самые яркие узоры? А где самая аккуратная работа? Давайте узнаем, понравится ли царю?
8. Заключение.
(появляются царь и Иванушка)
Царь:
Ну, Иванушка, сынок,
Развеселить меня ты смог.
Где, скажи, ты побывал,
Где птиц прекрасных увидал?
Иванушка:
Был в саду я у ребят,
У умелых дошколят,
Мне они все помогали –
Птицу Жар все рисовали!
Вместе: - Спасибо, ребята. А теперь нам пора обратно в группу. До свидания!
9. Итог.
- Чем мы сегодня занимались? (рисовали сказочную Жар-птицу)
- Что узнали нового? (что можно рисовать не только на бумаге, асфальте, но и на стекле)
- Как называется эта техника рисования? (витраж)
- Чем отличается данная техника от обычного рисования на бумаге? (это рисование по стеклу)
- Что можно украсить витражом? (окна, стеклянные двери, балконы) Если вы где-то увидите узор из цветных стёкол – значит это и есть витраж.
- А для чего нужны витражи? (сделать мир ярче, веселей, интересней, красивей)
- Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.
А теперь тихо встали, выльем воду, помоем стаканчики и руки.
Самоанализ
занятия по художественному творчеству (рисование,
проведённого воспитателем Панковой Н. А. в старшей группе.
Целью занятия было : рисование сказочных птиц в технике витража.
Были поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения;
-научить детей наносить узоры, пользуясь штампами и ватными палочками;
- раскрыть особенности изображения витражных картин: многообразие и взаимосвязь объектов;
2. Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать умение детей соотносить свой рисунок с образцом, находить признаки сходства и отличия;
-развивать интерес к новым знаниям, творческие способности, координацию речи с движением и мелкую моторику;
- развивать эстетическое, художественное и эмоциональное восприятие;
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь сказочным героям;
- закреплять умение употреблять в речи вежливые слова: приветствия, прощания;
Над решением данных задач я старалась работать в течение всего занятия.
На организационном моменте провела упражнение «Я здороваюсь везде», которое способствовало положительному эмоциональному настрою детей, способствовало воспитанию культуры поведения.
Упражнение «Подуй на пёрышко», было направлено на развитие грудного дыхания и умение регулировать силу воздушной струи; а упражнение
«Полёт птицы» способствовало развитию подвижности глазного яблока и предупреждению утомляемости глаз.
Использование сюрпризных моментов было направлено на повышение познавательного интереса, просмотр слайдов – развитию интереса к новым знаниям, эстетического и художественного восприятия.
Динамическая пауза и пальчиковая гимнастика способствовали развитию координации речи с движением, а использование штампов и других средств художественного творчества – развитию мышц пальцев рук.
Задания на сравнение своего рисунка с образцом развивали у детей умение находить признаки сходства и различия в рисунках, помогали наметить дальнейшую работу в рисовании.
Украшение окошек на модели дворца помогало решить несколько задач:
- вызывало чувство удовлетворения от проделанной работы;
- воспитывало умение доводить начатое дело до конца;
- развивало эстетическое, художественное и эмоциональное восприятие.
Разгадывание загадок развивало и мышление, и слуховую память и внимание.
Смена видов деятельности, динамическая пауза, я думаю, проходили вовремя, предупреждали утомление детей.
Вообще, тема занятия, рисование в технике витража, очень интересная, открывает множество возможностей для развития творческих способностей детей. Я думаю, продолжить её в кружковой работе и индивидуальной работе с детьми.