Елена Гугучкина
Конспект занятия по художественной литературе «Путешествие по сказкам»
Конспект занятия по художественной литературе
«Путешествие по сказкам»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Уточнить и обогатить знания детей о сказках.
• Учить узнавать сказку по заданию.
Развивающие задачи:
• Развивать умение действовать согласованно.
• Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитывающие задачи:
• Воспитывать любовь к устному, народному творчеству, интерес к художественной литературе.
Оборудование и материал:
Аудиозапись голосов Марьюшки, Бабы Яги, Кощея Бессмертного; сказочная и волшебная музыка; волшебная карта Марьюшки, придорожный камень с надписью, яблоня с волшебными яблоками; сундук, избушка на курьих ножках, кубики «Сложи сказку!», полумаска лисы, игрушки сказочных героев, атрибуты к сказкам.
Ход занятия:
(Под звуки сказочной музыки, дети входят в зал и останавливаются полукругом у боковой стены)
Воспитатель:
Ребята! Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза.
Давайте начнём наше занятие, со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свои улыбки нашим гостям, соседу слева, соседу справа. Улыбнитесь мне, а я вам. А теперь внимание… сейчас я вам прочитаю небольшой отрывок из сказки.
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Ребята, вы любите сказки? (ответы) Почему вы их любите?
Предполагаемые ответы детей:
1. Я люблю сказки, потому, что они интересные.
2. А я за то, что в них происходит волшебство.
3. А мне нравится, что в сказках добрые побеждают злых.
Воспитатель:
Ребята, а кто мне скажет, какие бывают сказки?
Ответы детей
(Волшебные, сказки о животных)
Воспитатель:
Сегодня утром я получила звуковое письмо. Давайте все вместе его прослушаем.
(звучит голос Марьюшки в записи)
Добры молодцы и красны девицы! Злой Кощей заколдовал меня, Марьюшку,
А любимые сказки разбросал по белу свету! Помогите, ребята! Отыщите сказки. А в помощь вам, карта волшебная, которая спрятана под камнем придорожным.
Воспитатель:
Ну, что, ребята? Поможем Марьюшке отыскать сказки?
Ответы детей:
(Да! поможем)
Воспитатель:
Что это за камень придорожный, по которым лежит Марьюшкина карта?
Ответы детей:
Это камень, который возле дороги лежит.
Воспитатель:
Давайте его поищем.
Дети вместе с воспитателем находят камень с надписями:
«Налево пойдёшь – крепким сном заснёшь!
Направо пойдёшь – совсем пропадёшь!
А прямо пойдёшь – испытания найдёшь!»
Воспитатель:
Какую же дорожку выберем?
(дети выбирают прямую дорожку и объясняют свой выбор)
Воспитатель:
Дети, а какие качества надо взять с собой в дорогу, чтобы одолеть злые чары Кощея Бессмертного?
Ответы детей:
(Доброту, смелость, отвагу, силу, ловкость, смекалку, справедливость.)
Воспитатель обходит камень, под ним находит карту, разворачивает её.
На карте схема с указателями каждого этапа пути. Рассматривает карту вместе с детьми. Двигаясь по направлению стрелки, дети находят сундук с эмблемой сказки о животных.
Воспитатель:
Как вы думаете, какие сказки спрятаны в сундуке? Волшебные?
О животных?
Ответы детей:
О животных!
Воспитатель:
А как вы догадались, что здесь спрятаны сказки о животных?
Предполагаемые ответы детей:
(по картинкам животных изображённых на сундуке)
(Звучит музыка, воспитатель надевает маску лисы, превращаясь в Лису Патрикеевну)
Лиса:
Явились? Ишь, вы какие! Чего вы хотите-то?
Дети рассказывают о Марьюшкиной беде.
Лиса:
Так и быть, помогу. Посмотрите-ка, ребята, в сундуке лежат вещи героев разных сказок. Как вы думаете, из какой сказки эти вещи?
/достаёт из сундука красную шапочку, цветы, корзинку с пирожками/
Ответы детей:
Это вещи из сказки «Красная шапочка»
Воспитатель:
Посмотрите-ка, ребята. Воздушный шарик, горшочек, чей-то хвостик. Из какой же это сказки?
Ответы детей:
Из сказки «Винни- Пух и все, все, все»
Воспитатель:
В сундуке лежат ещё и музыкальные инструменты: гитара, барабан, труба. Как вы думаете, из какой сказки эти инструменты?
Ответы детей:
Из сказки «Бременские музыканты»
Воспитатель:
Ребята, герой какой сказки носит такую шляпу, сапоги и мешок?
Ответы детей:
«Кот в сапогах!»
Лиса:
Справились, ребята? Справились! Но радоваться рано. У меня ещё одно задание для вас.
Какие слова медведю сказала Машенька из сказки «Маша и Медведь»?
Лисичка-сестричка серому волку из сказки «Лисичка-сестричка и Волк»?
Лиса собакам из сказки «Заюшкина избушка»?
И Петушок Коту из сказки «Кот, петух и лиса»?
Лиса:
Про меня, Лису, много сказок есть. Расскажите, ребята, какая я в сказках?
Ответы детей:
Хитрая, обманщица, плутовка, хвостом следы заметает.
Лиса:
Молодцы, дети! Все справились с моими заданиями!
(воспитатель снимает маску лисы)
Воспитатель:
В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно!
Проводится физкультминутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки, здоровые и крепкие. (показать «силу»)
Мы – славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
И любим рожками бодаться. (становятся в пары и указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки»)
Звучит волшебная музыка
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим карту и определим, куда нам двигаться дальше?
( Дети смотрят на карту и называют следующий этап: «Яблонька». Под музыку дети подходят к яблоне. На яблоне висит эмблема – «Волшебные сказки»)
Воспитатель:
Ребята, в какие мы теперь сказки попали?
Ответы детей:
В волшебные.
Воспитатель:
Поздороваемся с яблонькой.
Дети здороваются с поклоном:
Здравствуй, матушка – яблонька!
Поклон тебе, красавица!
Тёплого солнышка и проливного дождичка!
Наливных тебе яблочек!
Воспитатель:
Ребята, а какие добрые слова вы можете сказать о яблочках?
Ответы детей:
Наливные, сочные, спелые, ароматные, медовые, душистые, вкусные.
Воспитатель:
Неспроста яблонька у нас на пути стоит! Надо и её задания выполнить.
Вокруг нас и там, и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте, без подсказки,
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
( воспитатель снимает с яблоньки конверт с заданием: загадывает загадки, а дети находят игрушку и показывают её)
1. Красна девица, грустна, ей не нравиться весна
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
2. В небесах и на земле, скачет баба на метле
Страшная, злая, кто она такая? (Баба Яга)
3. У Алёнушки-сестрицы, унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
4. Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте, поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей.
Сделалась милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
5. Посадил её дед в поле – лето целое росла.
Всей семьёй её тянули, очень крупная была. (Репка)
6. На сметане был мешён, в русской печке испечён.
Повстречал в лесу зверей, и ушёл от них скорей. (Колобок)
7. Вёдра он послал на речку, сам спокойно спал на печке
Спал он целую неделю, а зовут его… (Емеля)
Воспитатель:
Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы, ребята! Долог путь, труден, но делать нечего, надо идти дальше. Сейчас мы посмотрим в карту. Вот стрелка – она показывает направление к избушке. Пошли, ребята!
(под музыку дети двигаются по залу и подходят к избушке Бабы Яги)
Звучит голос Бабы Яги в грамзаписи:
«Тьфу, тьфу, тьфу! Человеческим духом пахнет! Зачем ко мне явились? Дела пытать аль от дела лытать?»
Воспитатель:
Догадались, ребята, кто это с нами разговаривает?
Ответы детей:
Да! Это Баба Яга!
Воспитатель:
Надо Ягу задобрить. Поздоровайтесь с ней ребята и назовите её ласковыми словами.
(дети здороваются с Ягой, подбирают ласковые слова: бабуся, бабулечка, бабушка-лапушка, бабусечка-ягусечка)
Воспитатель:
Была Баба Яга вчера в гостях
Что наделала, просто – Ах!
Все картинки перепутала
Сказки все она спутала.
Кубики вы должны собрать,
Сказку русскую назвать!
(дети делятся на две команды, собирают сказку из кубиков
и называют её)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Чудесно справились с заданием!
Раздаётся грохот.
Звучит голос Кощея Бессмертного в грамзаписи:
«Сегодня вы одолели меня! Ваша взяла! Ну, ничего! В следующий раз ещё больше чар напущу, пуще прежнего заколдую!»
Воспитатель:
Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!
Но Марьюшке пока не помогли.
Надо нам выполнить ещё одно задание. Я буду зачитывать отрывки из сказки, а вы должны угадать, начало это сказки, середина или конец и поднять цифру. Если это начало сказки, то поднимаете цифру 1, если середина – 2, если конец – цифру 3.
Воспитатель:
Шла Марьюшка чистым полем, шла тенистым лесом, высокими норами, птички радовали её сердце весёлым пением, ручейки лицо белое умывали, леса тёмные привечали.
Поехали они в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был такой пир, что и теперь помнят!
Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочери.
(дети выполняют задание)
Звучит голос Марьюшки в грамзаписи:
«Спасибо вам, дорогие ребята! Спасли вы меня от чар Кощеевых! Читайте сказки, играйте с ними, уму-разуму учитесь! Ведь не зря говорят:
«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»
Воспитатель:
Верить в сказку – это счастье, и тому, кто верит
Сказка обязательно, отворит все двери!
(дети прощаются и уходят в группу)
МКДОУ д/с №28 с. Красносельское
Непосредственно – образовательная деятельность.
Область: Коммуникация.
Ознакомление с художественной литературой
Составила воспитатель
Гугучкина Е. Л.
2013г.