Ирина Уварова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Изготовление куклы-оберега»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
Подготовительная к школе группа
Тема: «Изготовление куклы-оберега «пеленашка»
Цель: Обучение детей изготовлению куклы-оберега «пеленашка».
Задачи:
1. Познакомить с историей куклы-оберега;
2. Учить изготавливать тряпочную куклу-оберег «пеленашка»;
Продолжить знакомство с обычаями русского народа - посиделками;
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Изготовление куклы-оберега“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
3. Повышать двигательную активность детей посредством использования народных подвижных игр;
4. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;
5. Обогащать словарь детей новыми словами: «живуля», «оберег», «посиделки», «пеленашка».
Материалы и оборудование:
• образцы кукол из различных материалов (деревянная кукла, соломенная кукла, тряпичная кукла, дымковская кукла, металлическая кукла, лыковая кукла, пластмассовая кукла);
• кусочки ткани на каждого ребенка (белые и цветные лоскуты, нитки, ленты красного цвета;
• цветной платок.
Ход занятия:
Воспитатель:
«Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас.
Просим в нашу горницу»
- В давние времена в каждом селе так встречали гостей. Собирались на посиделки, чтобы себя показать и на других посмотреть, попеть частушки, в игры поиграть, мастерством своим блеснуть, да истории послушать. И я вам расскажу историю. А вот про кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Загадка
«Расскажу ей сказку-
Она откроет глазки.
Поиграем - будет спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?» (кукла)
- Да, ребята, это кукла. Куклы тоже имеют свою историю, давайте вспомним.
- Как на Руси куклу называли? («живуля»)
- Правильно! Во время игры называли куклу ласково «живуля», что значит «дитя», «ребенок».
- Из чего делали кукол? (дерево, глина, солома, пластмасса и т. д.)
Дидактическая игра «Подбери правильно» (дети называют материал и подбирают соответственно куклу)
- Молодцы! Справились с заданием. Не пора ли поиграть.
- Выходите, Заря-заряницу заводите.
- Надо выбрать водящего и в этом нам поможет считалка.
Считалка:
«Раз, два, три, четыре, пять.
Мы решили поиграть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела»
Подвижная народная игра «Заря-заряница» (играют 2 раза)
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с платочком и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые.
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
- Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной куклой, куклой-оберегом «пеленашкой». Люди верили в чудеса. Им казалось, что куклы-обереги спасают их от бед, печалей, приносят в дом добро, счастье, удачу.
- Вы бы хотели, чтобы у вас тоже такая кукла-оберег была? (ответы детей)
- Она будет оберегать вас от бед и печалей.
– Проходите к столам.
Показ готовой куклы.
Показ изготовления куклы, с последовательным объяснением:
1. Берем большой лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем трубочку сгибаем пополам.
2. Оформляем голову куклы. Для этого берем нитки и заматываем покрепче, получается голова.
3. Подвязываем косыночку на голову.
4. Затем берем большой цветной лоскут и пеленаем нашу куклу, перевязываем ниткой.
- Вот какая кукла «пеленашка» у меня получилась!
- А сейчас подготовим пальчики к работе. Работа предстоит сложная и кропотливая.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка.
(показать большой палец)
Этот пальчик – бабушка.
(показать указательный)
Этот пальчик – папочка.
(средний палец)
Этот пальчик – мамочка.
(безымянный палец)
А этот пальчик – Я!
(показать мизинец)
Вместе – дружная семья!
(показать всю ладошку).
Самостоятельная деятельность детей.
Индивидуальная помощь воспитателя.
Выставка работ.
- Не много устали. Надо отдохнуть.
Карельская народная игра «Сиди, сиди, Яша» (играем 2 раза)
Один из детей становится «Яшей».
Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.
Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:
Сиди, сиди, Яша,
Ты – забава наша.
Погрызи орешки
Для моей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.
Рефлексия занятия :
- Понравилось делать куклу «пеленашку»? (ответы детей)
- Было ли вам трудно? (ответы детей)
- А для кого бы вы еще хотели сделать такую куклу-оберег? (опрос детей)
- А нашим гостям понравились наши куклы?
-Предлагаю попрощаться с нашими гостями, так как прощались с ними в старину.
• «Играть, не уставать, не ушло бы дело»
• «Гость доволен - хозяин рад»
• «Милости просим побывать у нас в следующий раз»