Татьяна Ширинкина
«Знакомство с ритмом». Конспект занятия по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование ритмического слуха через различные виды деятельности.
Задачи:
Обучающая:
- расширить представление о ритме как средстве музыкальной выразительности.
- совершенствовать умение различать долгие и короткие звуки
- учить выкладывать, проговаривать, прохлопывать различные ритмические рисунки, сочинять простые сказочные истории; - вызвать желание играть на музыкальных инструментах (синтезатор, бубен, деревянные ложки) выложенные ритмические рисунки.
Развивающая:
- способствовать развитию ритмического слуха;
- развивать произвольное внимание, слуховую память, творческое воображение, монологическую и диалогическую речь. Воспитательная:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение договариваться, работать в парах, в подгруппах.
Оборудование:
Музыкальный центр, проектор, экран, синтезатор – 5 шт., ритмические карточки, стулья по числу детей, столы – 7 шт., бубны, деревянные ложки, гонзики, мольберты – 4 шт., стойки для обозначения станций – 5 шт.
Ход:
1. Организационный
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Витальевна. Я рада вас видеть. Приветствую вас в Музыкальной стране. Жители этой страны при встрече здороваются не так как мы с вами. Они приветствуют друг друга необычно: музыкально и ритмично.
Послушайте: «Здравствуйте». А теперь вместе со мной: «Здравствуйте».
- А сейчас я поздороваюсь с вами по-другому. Послушайте (прохлопываю ритмический рисунок слова «Здравствуйте»).
Повторите вместе со мной.
- Молодцы, вы прекрасно справились. Ребята, а что необычного вы заметили в приветствии?
- Правильно, я слово «Здравствуйте» не только пропела, но и прохлопала его ритм. А вы знаете, что такое ритм?
- Что такое ритм мы узнаем, совершив путешествие по музыкальной стране.
2. Основной
- В путешествие мы отправимся на поезде. Занимайте места в вагончиках, вставайте друг за другом, руки положите на плечи впереди стоящего. Готовы? Наш поезд отправляется. Звучит свисток паровоза, стук колес.
Объявляется название станции. Станция «Инструментальная».
- Ребята, выходите из вагонов и занимайте места на скамейке. Станция называется «Инструментальная» как вы думаете, почему ее так назвали?
- На этой станции живут разные инструменты. На перроне нас встречает интересный музыкальный инструмент. Ребята, вы знаете, как он называется?
- Этот музыкальный инструмент называется синтезатор. Мы сегодня поиграем на синтезаторе.
- Закройте глазки и послушайте. Что вы слышите?
- Откройте глазки. Звуки, которые вы слышали, были шумовые. - С помощью музыкальных инструментов музыканты создают музыкальные звуки. Сейчас я на синтезаторе сыграю два музыкальных звука. Послушайте внимательно, чем они отличаются
друг от друга? (играю долгий и короткий звуки)
- Правильно. Один звук был долгий (нажимаю клавишу на синтезаторе, а другой короткий (нажимаю клавишу на синтезаторе).
- Ребята, я вам открою один музыкальный секрет. У каждой мелодии, у каждой песни есть свой ритм, из долгих и коротких звуков. Долгий звук называется ТА (показываю рукой, а короткий называется ТИ (показываю рукой). Если я сыграю эти звуки на синтезаторе, послушайте, что у меня получится.
(играю на одном звуке «К нам зима пришла, радость принесла»)
- Что у меня получилось? Песенка. Сколько клавиш я нажимала? - При нажатии одной клавиши мы слышали звуки, но они были разные долгие и короткие, и получилась песенка.
- Вот в чём секрет. Оказывается, без ритма не бывает ни одной песенки.
Ритм - это чередование долгих и коротких звуков, а последовательность этих звуков образует ритмический рисунок. - Перед вами два ритмических рисунка. Посмотрите, на первом ритмическом рисунке – большие круги, они будут обозначать долгие звуки. Как называется долгий звук? (ТА) Скажем вместе и прохлопаем ритмический рисунок первой карточки. (На первой карточке два звука ТА – ТА.) Маленькие круги - это короткие звуки ТИ. Прохлопаем второй ритмический рисунок (ТА – ти – ти – ТА – ТА). Сколько звуков было коротких? А долгих звуков? Давайте ещё раз прохлопаем ритмический рисунок второй карточки.
- Теперь мы готовы к игре на синтезаторах. Работать будем в парах.
Найдите себе партнёра и подходите к музыкальным инструментам.
Договоритесь между собой, кто из вас будет играть первым.
- Нажимаем указательным пальчиком ту клавишу, которая отмечена красным кружочком. Включаем синтезаторы. Играть будем первый ритмический рисунок. Приготовили указательные пальчики, играем и поём. (ТА-ТА) Теперь поменяйтесь местами. Играем второй ритмический рисунок. Приготовились, играем. Получилось? Молодцы. Покажите, как вы будете выключать синтезаторы. - Мы с вами проиграли на синтезаторах мелодию, которая имеет свой ритм и состоит из долгих и коротких звуков. А впереди нас ждёт ещё много интересного. Занимайте места в вагончиках, наш поезд отправляется в путь. Следующая станция «Игровая».
- Ребята, на этой станции нас ждут необычные жители, зовут их Гонзики. Возьмите по одному Гонзику, наденьте на указательный пальчик (здороваются). Наши Гонзики очень любят играть, давайте поиграем с ними.
Руки соединили, делаем вместе со мной.
- Мама, мама,
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здрасьте, здрасьте.
- Чмок, чмок, чмок.
- Вот какие у нас весёлые Гонзики, они помогли нам ритмично проговорить стихотворение. Значит не только у песен, но и у стихотворения есть ритмический рисунок. Гонзики очень любят играть со снежинками и их ловить. Вы любите ловить снежинки? Покажите, как вы их ловите? Я вам предлагаю ловить снежинки под музыку. А ловить мы их будем так. Сначала будут работать пальчики указательный и средний. Будем ходить ими по разным частям нашего тела. Можете на меня смотреть, можете сами делать. А на конец музыкальной фразы мы будем снежинку ловить вот так. (хлопаю в ладоши)
- Все поймали снежинки? Хорошо. Гудит паровоз, он зовет нас продолжить наше путешествие по Музыкальной стране.
Попрощаемся с нашими забавными друзьями и отправляемся дальше.
Следующая станция Сказочная.
- На этой станции нас встречают золотые рыбки. Я люблю рассказывать сказочные истории, а вы любите? Тогда сделаем так. Одну историю расскажу я, а остальные придумаете и расскажите вы. - В синем-синем море плавали золотые рыбки. Мама-рыбка, дочка, сыночек и папа. Они плескались, резвились и выстраивались все в один ряд. Как вы думаете, какой звук будет обозначать большая рыбка? Долгий или короткий? Как он называется? ТА. А маленькие золотые рыбки? (короткие звуки) И получился вот такой ритмический рисунок. Прохлопаем ритмический рисунок, который получился у золотых рыбок.
- Это была моя история. Предлагаю вам разделиться на две группы и сочинить свою сказочную историю. Вам помогут картинки, которые я для вас приготовила.
- Послушаем, какие истории у вас получились.
- Какой интересный ритмический рисунок у вас получился. Сколько здесь коротких звуков? А долгих звуков сколько? Давайте прохлопаем ритмический рисунок.
- Молодцы. У нас получились замечательные истории.
- Нам пора отправляться дальше.
- Следующая станция «Оркестровая».
- На этой станции мы будем музыкантами. У кого ложки встаньте с правой стороны от меня, а у кого бубны, с левой. Мы как настоящие музыканты разделились на две партии. Посмотрите на экран. Что вы видите? Большие ромашки это …. долгие звуки ТА, а маленькие ромашки это …. короткие звуки ТИ. Возьмите инструменты. Чтобы у нас получился дружный оркестр, нужно внимательно смотреть на экран и выполнять задание. Когда будут изображены бубны, то играют только …. (бубны, изображены ложки, то будут играть только …. (ложки). Если изображены вместе бубны и ложки, играют и бубны и ложки. Приготовились.
- Мы играли на музыкальных инструментах ритмический рисунок с помощью бубнов и деревянных ложек. У нас получился замечательный оркестр.
- К сожалению, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в нашем поезде.
Поехали.
Станция Конечная.
- Ребята, как называется страна, по которой мы с вами путешествовали?
- Путешествуя по Музыкальной стране, мы познакомились с ритмом. И узнали, что ритм это чередование долгих и коротких звуков.
3. Рефлексивнооценочный
Обратите внимание на доске три поезда.
Если путешествие не понравилось, то прикрепите магнит на вагончик поезда коричневого цвета.
Если вам было интересно, но вы не узнали в нашем путешествии ничего нового, то прикрепите магнит в вагончик поезда зелёного цвета.
Если понравилось наше путешествие и вы узнали что-то новое и интересное,
то прикрепите магнит в вагончик красного поезда.
- Музыкальная страна прощается с вами до новых встреч. До свидания!